Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

“Солнечный” катамаран

Представители СМИ первыми отправились кататься на уникальном катамаране. Фото автора“Солнечный” катамаран

Представители СМИ первыми отправились кататься на уникальном катамаране. Фото автора

Молодежь, исследующая воду, признается: она везде грязная.“Солнечный” катамаран

Молодежь, исследующая воду, признается: она везде грязная.

Капитан Евгений Казанов за штурвалом.“Солнечный” катамаран

Капитан Евгений Казанов за штурвалом.

Солнечные панели “Хевел”.“Солнечный” катамаран

Солнечные панели “Хевел”.


0

Все лето по волнам и ни капли топлива! 22 июля в Чебоксары прибыл уникальный катамаран на солнечных батареях. Такого типа судно — единственное в России.
Катамаран передвигается по водным артериям в рамках экспедиции “Эковолна”, его путь лежит от Балтийского до Каспийского моря по рекам: Нева, Ока, Волга, а это около 5000 километров с остановками в 20 регионах России.

По идее Петра I
Такой маршрут выбран не просто так, он символичен: 315 лет назад, в 1703 году, указом Петра I началось строительство Вышневолоцкой водной системы — основной судоходной речной артерии, связавшей бассейны Волги и Балтийского моря. Император верил, что ее создание расширит военно-транспортные и торговые возможности России.
Организаторы экспедиции решили, что она должна соединить в себе идеи великого российского государя, стремление к развитию высоких технологий и бережное отношение к водным ресурсам.

Все началось с “Солнечной регаты”
Продолжительность путешествия — 90 дней, а стартовало судно 19 мая в Санкт-Петербурге, финиш 1 августа в Астрахани.
Это не просто путешествие, кроме тестирования катамарана и изучения возможности повышения эффективности использования солнечной энергии для будущих судов на нем ведутся научно-исследовательские работы, например, берутся пробы воды, исследуется климат.
В некоторых местах остановок (14 городов) запланированы научно-технические фестивали “Эковолна” для школьников и студентов. У нас фестиваль прошел 23 июля, в его рамках желающие могли прокатиться на этом удивительном судне.
Начинался проект в 2014 году с инженерных соревнований “Солнечная регата” — гонок небольших одноместных судов на солнечных батареях, ресурса которых хватало на два-три, максимум пять часов. Тогда было десять российских команд, сейчас уже более 40, в том числе одна в Чебоксарах. Чемпионские команды сначала вместе разработали концепцию, а затем проект катамарана.
Беречь пресную воду
Вместимость судна — 12 человек, а рассчитано оно на восьмерых (четыре каюты по два человека). Команда состоит из восьми человек, это не только взрослые, но и студенты. Здесь  находятся представители трех ведущих российских вузов: МГИМО, МГУ и питер­ского политеха. Состав периодически меняется: одни сходят на берег, другие занимают их место.  
Неизменным остаются капитан катамарана Евгений Казанов, он же руководитель экспедиции, а также питомец и талисман команды корабельная крыса Дельта.
“Наша основная цель: показать, как можно беречь самый ценный ресурс — пресную воду, — объясняет Евгений, — ведь, загрязняя воду, к примеру, двигателями внутреннего сгорания, мы загрязняем себя! Посмотрите, вода в портах черная! Во многих странах отказались от двигателей внутреннего сгорания и перешли на электродвигатели. Кстати, у нашего двигателя эффективность выше, чем у бензинового.
За электрическими двигателями будущее. Получать энергию из нефти все равно что топить печь ассигнациями. Одна из задач также привить новому поколению желание беречь природу, чтобы молодежь сохраняла такой подход к природным ресурсам, поэтому и работаем со школьниками, студентами”.

Солнце в каждом городе
Судно строилось в Санкт-Петербурге около 9 месяцев, кроме четырех кают здесь есть кухня, туалет (он же и душевая). Почти все, в том числе и энергетическая установка, российского производства.
Общая площадь вмонтированных в плоскую крышу катамарана панелей — 57 кв. м. Панели, кстати, произведены новочебоксарской компанией “Хевел”. А под сиденьем скамьи, расположенной на палубе, спрятаны литий-ионные аккумуляторы емкостью 70 кВт, произведенные компанией “Лиотех” в Новосибирске; электроника изготовлена в Москве (“Микроарт”).
Аккумуляторы помогают сделать основательный запас солнечной энергии, и даже если бы солнце полностью исчезло (как, например, при движении ночью), катамаран смог бы двигаться со своей средней скоростью 24 часа. Его самая эффективная (рабочая) скорость — 10 км/ч, при этом расходуется 3 кВт энергии, а максимальную он может развивать до 15 км/ч, но тогда потребление энергии увеличится до 10 кВт.
Аккумуляторы заряжаются с восхода солнца до его заката, и даже когда пасмурно, солнечные панели производят 30 кВт энергии, а в солнечную погоду на 50% больше — 60-70, но, по словам капитана, хватает и 30.
“Многие недоверчиво относятся к нашему проекту, говорят: у нас же нет солнца! Дождливо, пасмурно, облака... А мы показываем: смотрите, облака! А у нас вырабатывается 3 кВт энергии! Солнце есть в каждом городе, и его много! Мы, кстати, производим больше энергии, чем нужно, и параметры оказались лучше, чем ожидалось”, — делится капитан судна.

Ни капли топлива
Евгений признался, что уже во время путешествия для многих этот проект показался заманчивым: “С яхт по рации часто спрашивают, что это такое? Узнав, интересуются, можно ли купить. Их можно понять: у них на 1 километр расходуется 1 литр топлива. А мы уже прошли 3000 километров и не потратили ни капли!”
Пожалуй, единственный минус этого катамарана — его высокая стоимость, сейчас его себестоимость около 200000 евро (почти 14 млн рублей!). Но такая цена потому, что это пилотный проект, в будущем разработчики катамарана уверены, что ее можно будет снизить.
На 11,6-метровом катамаране организаторы проекта не собираются останавливаться, в планах строительство 20-метрового судна для перевозки пассажиров.
 

Регина МАКСИМОВА
  • Представители СМИ первыми отправились кататься на уникальном катамаране. Фото автора
  • Молодежь, исследующая воду, признается: она везде грязная.
  • Капитан Евгений Казанов за штурвалом.
  • Солнечные панели “Хевел”.
Фотогалерея Катамаран на солнечных батареях