Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Смотри на меня как на равного

8

Казалось бы, чего проще, увидев перед собой инвалида в коляске, просто подойти, спросить, не нуждается ли он в чем-нибудь, помочь ему, например, перейти дорогу или преодолеть бордюр. Может быть, сосед ваш инвалид и ему трудно выйти в магазин за хлебом, а вам по пути домой несложно выполнить его поручение. Все так. Но вспомните, сколько раз вы предлагали помощь соседу и как часто вы проходили мимо человека в инвалидной коляске, не обращая при этом на него никакого внимания?

В детстве я боялась ходить мимо соседнего подъезда. В хорошую погоду там гуляла девочка. И если случалось нам все-таки встретиться, она кричала: “Девочка, как тебя зовут?” и при этом так широко улыбалась. С нею никто не играл. Ее умственное развитие намного отставало от физического.
Побывав недавно в Респуб­ликанском реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями и поговорив с его директором Еленой Васильевной Шафейкиной, поняла, как повезло нынешним школьникам: их учат не только терпимости, но и правильному общению с теми, кто ограничен в возможностях. Этому посвящена целая программа. Разработали ее специалисты Центра. Называется она “Смотри на меня как на равного”.
Все в этом проекте не случайно. Цели специалистами Цент­ра ставятся простые, но очень важные: расширить возможности детей-инвалидов, создать условия для общения со здоровыми детьми.
Пациенты в основном все колясочники, поэтому выезд в Центр реабилитации, визиты к врачам в поликлинику или больничные палаты — это единственная возможность для них общаться со сверстниками. И такие нечастые встречи, конечно, никак не способствуют появлению крепкой дружбы. А она так необходима.
А еще специалисты вместе со школьными учителями хотят научить здоровых детей терпимости и состраданию.
Проект этот в мини-формате уже реализуется. В нем участвовали ученики 7 класса 45-й и 57-й школ Чебоксар.
— Семиклассники нами выбраны неслучайно, — рассказывает Елена Васильевна. — Возраст этот очень непростой. Подросток уже считает себя взрослым, а на самом деле он все еще ребенок и очень эмоционально воспринимает все, что с ним происходит. По школьной программе они проходят одно из сложнейших произведений Короленко “Слепой музыкант”. После прочтения возникает много вопросов. Не всегда на них могут ответить родители или педагоги.
Встреча с ребенком-инва­лидом, особенно колясочником, всегда стресс и неожиданность для подростка. И чтобы правильно реагировать, он должен быть готов к этой ситуации. Именно поэтому в проекте предусмотрена большая предварительная работа: встречи с педагогами, родителями. С детьми проводятся беседы, игры-тренинги, во время которых они учатся помогать слепому перейти дорогу, правильно общаться с глухими, понимать их.
 Анкетирование до и после проекта показывает, насколько меняется отношение детей к проблемам инвалидов. Так, например, в самом начале подростки голосуют “за” соседа-инвалида по лестничной клетке, допускают, что он может быть учеником школы, но в то же время не хотят, чтобы он был учеником класса, и никто не пожелал, чтобы он был соседом по парте. По мнению детей, инвалид может быть хорошим учителем, директором, но сами они у такого учителя учиться не хотят. После общения с больными детьми мнение большинства школьников изменилось в лучшую сторону.
И если среди участвующих в проекте детей появятся больше терпимых к проблемам других, они станут добрее и отзывчивее, это уже хороший результат, считают в Центре.
Подростки после встречи с детьми-инвалидами меняют и свое отношение к собственному здоровью. Начинают больше ценить то, что имеют. Понимают, что курение и алкоголь разрушают организм.
В этом году в проекте будут участвовать четыре чебоксарские школы — 14-я, 19-я, 45-я, 57-я. Для безбарьерного общения необходимо создать условия. Первым делом решили организовать клуб для общения детей. Темы для обсуждения предложат самые разные. Есть договоренность и с Центром занятости населения Чебоксар. Специалисты готовы прийти и рассказывать детям о тех профессиях, которыми они могли бы овладеть.
Больше всего реабилитационный центр нуждается в волонтерах — молодых людях, которые приходили бы к детям-инвалидам поговорить и по­играть с ними.
А еще очень нужны трена­жеры-мотомед и скалодром — для реабилитации опорников. К тому же современные стенки для лазания очень нравятся и здоровым детям. Можно будет устраивать соревнования. Своими силами такие тренажеры не купить. Поэтому здесь очень надеются на помощь спонсоров и рассчитывают на благотворительный марафон “Именем детства, во имя детства”.