Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Семья просветит. Обучение на дому — благо для ребенка?

На уроке “Добрый день” в “Неошколе “РОСТ”. Фото из архива образовательного центра “Росток”Семья просветит. Обучение на дому — благо для ребенка? Семейное образование

На уроке “Добрый день” в “Неошколе “РОСТ”. Фото из архива образовательного центра “Росток”

Директор образовательного центра “Росток” педагог-психолог Вера Вавилова. Семья просветит. Обучение на дому — благо для ребенка? Семейное образование

Директор образовательного центра “Росток” педагог-психолог Вера Вавилова.

Руководитель центра детский психолог Ирина Пигаваева Семья просветит. Обучение на дому — благо для ребенка? Семейное образование

Руководитель центра детский психолог Ирина Пигаваева


0

Режим онлайн-обучения, в котором наши школьники жили всю прошлую весну, вынудил родителей взять на себя в той или иной мере роль учителей. Учеба на дому для одних семей стала мучением, а для других открыла новые горизонты, в том числе в выборе альтернативных форм получения образования. 


Скучаем по учебе дома

Многодетная мама и педагог по образованию Ольга (фамилию мы договорились не называть) считает, что и дети, и родители, выбирая форму семейного образования, могут получить много плюсов. При условии, что они готовы правильно организовать режим учебы, дополнительных занятий и отдыха. Опыт ее семьи показал, что на семейной форме обучения дети могут успевать пройти материал без потерь и даже опередить своих сверстников, а увлечениям и отдыху уделить больше времени.

 “Мы уже давно думали об учебе на дому, — рассказывает Ольга, — и мне всегда казалось, что это отличный вариант для моих старших детей, а они много занимаются дополнительно: музыкой, художественным искусством, спортом. В итоге в начале их шестого и седьмого классов мы решились. Толчком послужили трудности с дорогой до школы и обратно, так как она находится далеко от дома, а довозить детей до нее мы какое-то время не могли. В итоге же мы получили гораздо больше, чем экономия времени на дорогу. Я сразу заметила, что самостоятельно за час занятий они проходили тот объем, который в школе изучали бы неделю. Кроме того, дети научились планировать свой день, стали лучше понимать смысл учебы. У них появилось больше времени на дополнительные занятия. Дочка стала чаще рисовать, увлеклась кулинарией. Мои старшие успевали и дольше гулять, что раньше им удавалось редко. 

Конечно, учеба дома требует организации. Мне, наверное, легче это далось, так как я сейчас в отпуске по уходу за младшим ребенком и в основном нахожусь дома. Но если у детей есть чувство ответственности, их не придется заставлять садиться за уроки.

Несколько раз в неделю сын и дочь ходили к репетиторам, чтобы подкрепить знания по некоторым предметам, в том числе по иностранному языку. В итоге успешно сдали аттестацию за год. Сейчас они снова ходят в школу, и она у нас замечательная, но по временам, когда дети учились дома, мы скучаем. Возможно, еще вернемся к семейному образованию”.   


Не бояться выбора, а быть к нему готовым

Опыт семьи Ольги показывает, что альтернатива школе есть и бояться других форм получения образования нет причин. Но готовиться к этому выбору надо серьезно и родителям, и ребенку.

“Когда семья решает взять на себя организацию обучения ребенка, она должна понимать, какая ответственность на нее ложится, — говорит директор образовательного центра “Росток” педагог-психолог Вера Вавилова. — Действующее законодательство об образовании дает возможность родителям выбрать для детей как форму получения образования, так и форму обучения. Учиться ребенок может в образовательной организации или вне ее. Выбирая обучение в форме семейного образования, родителям важно понимать, с какими предметами ребенок справится сам, где они сами смогут ему помочь, а где нужна будет подмога репетиторов”.

Вера Александровна много лет работала в традиционной школе и по опыту знает, что в некоторых ситуациях школьнику лучше перейти с очной формы обучения на заочную. Например, ученик выступает на олимпиадах российского уровня. Или настолько талант­лив, что намного опережает класс. Возможно, он серьезно занимается музыкой или спортом и часто выезжает на конкурсы, соревнования. Во всех этих случаях детям необходимо подбирать индивидуальную программу обучения, а это наиболее удобно сделать при переходе на заочную или семейную форму.

Бывает, что ребенку просто не подходит школьная система. Учится он отлично, не конфликтует со сверстниками и учителями, но в школу ходить не хочет. С таким примером Вера Александровна также знакома: “Девочка сначала просто перестала ходить на уроки, но в итоге окончила девятый класс, перейдя на семейную форму получения образования, прошла конкурс в десятый класс и продолжает успешно учиться дома”. Ключевую роль здесь сыграли хорошая мотивация школьницы, готовность родителей понять ее потребности и организовать удобный режим учебы.


Не школа, а неошкола

А если ученик не находит контакта со школьным учителем? Отношения не сложились и наладить их не удалось? В поисках решения семья, столкнувшаяся с этой проблемой, также обратилась к альтернативному варианту. Теперь этот ребенок учится в классе, организованном по системе семейного образования при центре “Росток”.

Идею создания “не школы” руководитель центра детский психолог Ирина Пигаваева вынашивала много лет. Вдохновением для нее послужила система известного педагога-практика Димы Зицера. Ирина Борисовна и Вера Александровна прошли трехдневный семинар в его школе в Санкт-Петербурге, посетили не одну конференцию по семейному образованию и альтернативной школе в Москве и убедились, что запрос от родителей на выбор внешкольного образования растет. Так по­явилась “Неошкола “РОСТ”, где “нео” значит новый, а РОСТ — аббревиатура “Растим Ответственных Самостоятельных Творческих”.

“Ребята с помощью опытных педагогов осваивают учебную программу  и занимаются по другим направлениям: ТРИЗ (решают изобретательские задачи), каллиграфия (учатся писать пером и чернилами, формируя тем самым красивый почерк), проектная деятельность, правополушарное рисование, английский язык, актерское мастерство. Один раз в неделю у ребят проходит занятие с педагогом-психологом “Доброе утро”, — рассказывает Вера Вавилова.

 “Наша задача, чтобы ребенок сам хотел учиться, без подталкивания родителей, — говорит Ирина Пигаваева. — Важно также научить их делать осознанный выбор и нести за него ответственность”. 

А чего ждут от альтернативной школы мамы и папы? Чтобы их дети не теряли интерес к знаниям, справлялись с заданиями самостоятельно, учились в комфортной обстановке и удобном для себя режиме, с учетом индивидуальных особенностей. И судя по отзывам, первый в нашем городе класс по системе семейного образования эти ожидания оправдывает.

Внешкольные варианты получения образования все еще остаются чем-то новым и незнакомым для многих педагогов и родителей. Но оба примера, о которых мы рассказали, доказывают, что семейное образование будет иметь дальнейшее развитие. И что возможность такого выбора (исходя из потребностей и особенностей ребенка) должна оставаться.



В ТЕМУ

Семейное образование — форма обучения вне традиционной массовой школы. Право на получение образования в семейной форме установлено в законе “Об образовании в Российской Федерации”. 





  • На уроке “Добрый день” в “Неошколе “РОСТ”. Фото из архива образовательного центра “Росток”
  • Директор образовательного центра “Росток” педагог-психолог Вера Вавилова.
  • Руководитель центра детский психолог Ирина Пигаваева