Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Самая обаятельная и привлекательная

Самая обаятельная и привлекательная Чебоксарский международный кинофестиваль

Народная артистка России Ирина Муравьева. Фото Валерия Бакланова.


3

“Позвони мне, позвони...” — мелодия этой песни из кинофильма “Карнавал” в исполнении Ирины Муравьевой до сих пор узнаваема и популярна, хотя прошло почти тридцать лет, как картина появилась на экранах страны. Большая известность к молодой актрисе пришла после фильма Владимира Меньшова “Москва слезам не верит”, имевшего огромный всенародный успех и удостоенного многих международных премий, в том числе и “Оскара” за лучший иностранный фильм. Блистательно сыгранная роль провинциальной девушки по имени Людмила, приехавшей покорять первопрестольную, на многие десятилетия стала визитной карточкой Ирины Муравьевой, сделала ее звездой экрана.


Свой приезд в Чебоксары на международный кинофестиваль Ирина Вадимовна не планировала. Но по прось­бе его организаторов не раздумывая согласилась подменить другого знаменитого артиста Алексея Петренко, которому обстоятельства помешали приехать в Чувашию. Зрители встречали актрису восторженно, она стала украшением международного кинофорума.
Последние шестнадцать лет Ирина Муравьева работает в Государственном академическом Малом театре. На прославленной сцене исполняет центральные роли русского классического репертуара: Раневскую в “Вишневом саде”, Аркадину в “Чайке” Чехова, Купавину в “Волках и овцах”, Гурмыжскую в “Лесе” Островского. Театральные критики отмечают, что актрисе одинаково доступны и лиризм, и острая характерность вплоть до гротеска. Простодушная “овечка” Купавина, жестокая и несправедливая Гурмыжская, тонко чувствующая и непрактичная Раневская, самовлюбленная и жадная Аркадина — все эти характеры артистка блестяще раскрывает и привносит в них некоторые черты своей творче­ской индивидуальности — яркий темперамент и фантазию, умение радоваться жизни и остроумно шутить. Театральная Москва ходит на Муравьеву.

— Ирина Вадимовна, вы из актерской семьи?
— Мой отец был военным инженером. Сразу после окончания школы добровольцем ушел на фронт, дошел до Германии. Там познакомился с мамой, нем­цы угнали ее из Белоруссии. Я родилась в феврале 1949-го в Москве. Нас с сестрой, она на полтора года старше, воспитывала мама. Порядок и чистота в доме поддерживались идеальные, мы с сестрой всегда ходили очень красиво одеты — мама шила для нас. Учились обе хорошо, потому что нас ругали даже за четверки. В половине второго дня чинно сидели с вымытыми руками за столом — все вместе обедали. Опаздывать даже на несколько секунд не разрешалось.
Я никуда не ходила, никаких танцев-шманцев. Зимой нас водили на каток в Лужники. Мы с сестрой катались по ледовой дорожке, а мама бежала рядом по сугробам и отгоняла мальчишек. Глаз у нее был зоркий. В общем, росла по-настоящему домашним ребенком — вплоть до десятого класса играла в куклы. Очень любила детей и хотела стать учительницей младших классов. Но, окончив школу, неожиданно для всех и, наверное, для себя подала заявление во все театральные вузы столицы и не прошла ни в один. Через год попытку повторила — талант обнаружили в крохотной школе-студии детского театра. Проучившись три года, семь лет проработала в Центральном дет­ском театре. Переиграла в десятках спектаклей. Как-то глядя на старейшую артистку, исполнявшую роль мальчика, поняла, что и меня ожидает такое же будущее. И ушла в театр Моссовета, в труппе которого играла семнадцать лет. В 1993-м Юрий Соломин пригласил в Малый театр, и я ему за это очень благодарна.
— Насколько сейчас сложно ставить классический репертуар, понимает ли современный зритель пьесы Чехова, Островского?
— Малый театр отличается от других прежде всего тем, что здесь можно посмотреть хорошую пьесу в интеллигент­ном исполнении. Со сцены никогда не прозвучит ни одного гадкого, оскорбительного слова. И зрители особенно это ценят. “Волки и овцы”, “На всякого мудреца довольно простоты” — трудно представить сегодня более современные пьесы.
Я долго считала, что и Чехов не мой автор, хотя безумно любила все им написанное. Даже отказывалась от роли Раневской, не находя в ней ничего общего с собой. Сейчас играю с огромным удовольствием. Как-то Олег Ефремов сказал: “Играя в пьесах Чехова, ты сам становишься лучше как человек”. Что-то в них, видимо, заложено такое.
А вообще, я критически отношусь к современным авторам и постановкам. Когда была молодой, все нравилось. Сейчас не могу смотреть спектакли. Замечаю неправду, белые пятна, через пятнадцать минут хочется взять пульт в руки, а его нет. Тогда делаю ужасную вещь: встаю и покидаю зал. Просто не могу смотреть, как меня со сцены обманывают, считают глупой. А я видела шедевры, застала время, когда театр находился на самой высоте, были великие режиссеры, актеры.
— Несмотря на удачную театральную карьеру, вы стали известной благодаря кино. Когда начали сниматься?
— Еще артисткой детского театра в двенадцатисерийной картине “Родные люди” играла маляршу Зину. Дело происходило в школе рабочей молодежи. После показа стали узнавать на улице. Потом было много фильмов, боюсь, теперь и не припомню все.
— “Москва слезам не верит”, “Карнавал”, “Самая обаятельная и привлекательная” — эти картины до сих пор идут на экране. В чем секрет успеха?
— Видимо, так удачно сложилось: хорошие сценарий, режиссер, исполнители. Сценарий фильма “Москва слезам не верит” пролежал на полке много лет. На “Мосфильме” никто из режиссеров не хотел снимать по нему картину. Предлагали и Владимиру Меньшову — отказался. А потом в какой-то момент у него что-то “щелкнуло” в голове, он взял и переделал весь сценарий, практически ничего не оставив от первоисточника. Безумно талантливый человек. Актеры не играли, а жили в этом фильме.
В роли Нади Клюевой в комедии “Самая обаятельная и привлекательная” не хотела сниматься. Я всегда понимала важность актерского миссионер­ства, а в этой картине уж очень все было наивно. Но меня уговорили. Законченную работу по­смотрела и ужаснулась, не по­нравилось страшно. Прошло много лет, включаю вечером телевизор, показывают “Обаятельную...”, досмотрела, не отрываясь. Замечательная получилась картина.
Режиссер Герольд Бежанов оказался очень требовательным, въедливым человеком. Он заставлял заучивать текст наизусть и при съемках ни слова в нем не менять. В одной из сцен Татьяну Васильеву чуть до сумасшествия не довел. Двадцать восемь раз повторилось: “Стоп”, “Заново!”. Абдулов тоже натерпелся. Он же всегда был свободолюбивым человеком, а тут и его поставили в жесткие рамки. Но режиссер оказался прав, и мы, актеры, напрасно на него держали обиду.
— Владимир Меньшов не собирается снять продолжение фильма “Москва слезам не верит”?
— Не слышала от него ничего подобного. Хотя если он возьмется, то у него может получиться хорошо. Из снятых фильмов-продолжений известных картин, на мой взгляд, ничего путного пока не вышло.
— А сейчас предложения от режиссеров кино вам по­ступают?
— Театр отнимает много времени. Не так часто, но в кино снимаюсь, играю роли, соответствующие моему возрасту. В сериале “Не родись красивой” сыграла маму главной героини. Недавно закончила картину “Самая лучшая бабушка”, где мы с Ириной Купченко не можем поделить внука. С другой известной актрисой кино Ниной Руслановой снялись в фильме “Китайская бабушка”. Моего мужа играет Александр Михайлов. Что из этого получилось, еще не видела.
— У вас есть ученики?
— Быть педагогом дар немногих. У меня нет такого дара. Я не умею объяснять и не люблю, когда плохо играют. А ученики сначала все играют плохо.
— Кто из современных актеров кино нравится?
— Мне запомнилась Дарья Мороз в фильме “Живи и помни”, замечательно играют Машков, Дюжев. Ребята талантливые, харизматичные, природа их не обделила. Актерство у них в крови.
— Ирина Вадимовна, тылы у вас крепкие?
— Замужем, в отличие от многих своих звездных коллег по профессии, всего один раз. Личная жизнь устроилась счаст­ливо еще в детском театре, в 1973 году вышла замуж за режиссера театра Леонида Эйдлина. В браке родились два сына. Одному сейчас 34 года, он юрист, второму 26, окончил продюсерский факультет театрального института, работает по специальности. Есть внук, ему пять лет. С нами живут моя мама и старшая сестра. Тылы у меня надежные.
— В следующем году на фестиваль в Чебоксары приедете?
— Если пригласят, с удовольствием. Несколько лет назад приезжала сюда с антрепризным спектаклем. Тогда еще город понравился, а сейчас стал намного симпатичнее и краше. А Национальная библиотека просто поразила, не встречала такого храма культуры ни в одном городе. Роднит меня с Чебоксарами и то, что одним из преподавателей в школе-студии, где обучалась будущей актер­ской профессии, была внучка чувашского просветителя Ивана Яковлева.