Что изменится в России с 1 марта 2024 года

С мечтой о своей археологической школе

С мечтой о своей  археологической школе   2012 - год российской истории

С мечтой о своей археологической школе


0

Совсем недавно в музее краеведения и истории города появился новый отдел, в названии которого присутствует слово “археология” (историческая дисциплина, изучающая по веще­ственным источникам историческое прошлое человечества). А при нем создается еще и археологическая лаборатория.

Для чего понадобилась муниципальному учреждению культуры столь “экзотиче­ская” структура? Какие задачи собираются решать в отделе археологии и истории края, чем он будет полезен населению Новочебоксарска? Ответы на эти и другие вопросы мы нашли в беседе с заместителем директора по естественным и историческим наукам историко-художественного музейного комплекса (музей краеведения и истории города входит в его состав) Дмитрием Спрыжковым.

Кстати
Дмитрий Валерьевич не новичок в археологии, пять лет работал в Чувашском национальном музее, заканчивает учебу в аспирантуре, не раз возглавлял археологические экспедиции.

“Археологическое направление — одна из составляющих концепции дальнейшего развития нашего музея, — рассказывает он. — Другая — краеведческое направление. Они во многих точках соприкасаются, пересекаются.
Да, Новочебоксарск молод, ему чуть больше 50 лет, но земли, на которых он стоит, были заселены с древних времен. Известны Ельниковское городище на территории Ельниковской рощи, городище раннего железного века на правом берегу Цивиля около очистных сооружений, яндашевские стоянки, Толиковский могильник, курганы бронзового века возле Яндашева.
Памятников много, но информация о них поверхностная, паспортов нет, не определены и четкие границы расположения. А для того чтобы они стали объектами культуры, охраняемыми государством, необходимо провести работу по их учету. И если нынешним летом планируем получить открытый лист и съездить на раскопки металлургиче­ских горнов в Шешкары, где не раз уже бывали, то на следующий год намерены сконцентрироваться на окрестностях Новочебоксарска.
Несмотря на то что музей посвящен конкретному городу, привезенные из экспедиций интересные материалы постараемся разместить в экспозиции, так как они проливают свет на ход общей истории, ведь Новочебоксарск — это часть Чувашии, России”.
Непосредственно работой археологиче­ской направленности в музее занимаются трое — Дмитрий Спрыжков, заведующий отделом археологии и истории края Александр Соколов и научный сотрудник Лариса Минаева. Они отмечают искреннюю заинтересованность горожан в дальнейшем развитии учреждения культуры.
В музее нашли свободные площади под лекционный зал, заручились поддержкой преподавателей истории, проведя с ними совместное совещание, на котором шла речь о перспективах сотрудничества. “Наше предложение об уроках в музее было принято, — рассказывает Д.Спрыжков. — Теперь на курс тематических лекций, гармонично дополняющих общеобразовательную школьную программу, приглашаем учащихся город­ских школ. Ребята уже приходят, записываются. Лекции читаются в рамках программы “Урок в музее”, рассчитаны они для 6-10‑х классов и знакомят школьников с историей нашего государства, края, столицы Чувашии и Новочебоксарска”.
С самого начала создание нового отдела предполагало организацию археологической лаборатории, кстати, первой и единственной в Чувашии. Уже обзавелись кое-каким оборудованием для нее. Так, муфельную печь и сушильный шкаф подарила фирма “Элкон”, столы, парты, доску — школа № 20.
Лабораторию уже вовсю осваивают учащиеся близлежащих школ. Значительная часть их не новички в археологии: под руководством Ларисы Минаевой, патронатом ЦРТДиЮ, призвав в качестве консультантов Д.Спрыжкова и А.Соколова, они участвовали прошлым летом в работе археологического лагеря “Летняя мозаика” на Цивиле. По итогам экспедиции ребята подготовили два доклада на республиканский конкурс, один из них “прошел” на всероссийский.
“План работы лаборатории только составляем, — говорит Дмитрий Спрыжков. — Программу запустим в новом учебном году. За лето разработаем еще один курс — теоретическо-практический, который предполагает обучение детей умению что-то делать своими руками — лепить керамику с орнаментацией, изготавливать реплики (копии), например, орудий неолита из гипса, глины.
Если из 15-20 человек двое всерьез заинтересуются археологией, это уже будет большой плюс. А если они придут сюда работать, мы сможем говорить о создании своей археологической школы. Все задуманное нами пока реализуется”.

  • 04_0899.jpg