Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

С корабля на велосипед

Переводчик, президент велоклуба “Солнце на спицах” Вячеслав Платонов  на Вестминстерском мосту Лондона. Фото из личного архиваС корабля на велосипед велосипед

Переводчик, президент велоклуба “Солнце на спицах” Вячеслав Платонов на Вестминстерском мосту Лондона. Фото из личного архива


2

Вячеслав Платонов водил суда по Оби и Волге, участвовал в запуске ракет на Байконуре, служил в дальней авиации, строил АЭС, переводил Библию на чувашский язык. В совершен­стве знает несколько иностранных языков, побывал во многих странах Африки, Европы и Америки. А еще он всем видам транспорта предпочитает велосипед, поборник здорового образа жизни, создатель популярного в Новочебоксарске и республике клуба “Солнце на спицах”.

— Вячеслав Яковлевич, бороздить моря, океаны, видимо, была мальчишеская мечта?
— Я рос в селе в Аликовском районе, и, конечно, в выборе профессии романтическое начало присутствовало, как и у многих ребят. Окончив восемь классов, поступил в речной техникум в Казани. Получив диплом с отличием, год до призыва в армию плавал капитаном на небольшом судне в Сибири. По Оби мы доставляли нефтяникам грузы в район строящегося тогда Нефтеюганска.
На Байконур попал случайно. Из-за ненастной погоды прилетел в Тюмень на сборный пункт с опозданием. Мою партию в морфлот, куда был зачислен, уже отправили. Так оказался в космических войсках. Наше подразделение обслуживало пусковую площадку № 2 — “двойку”. С нее, кстати, взлетали и Юрий Гагарин, и наш земляк Андриян Николаев. Мне довелось участвовать в запуске ракет “Союз” — “Аполлон” в 1973 году.
Отслужив два года, снова вернулся на флот. Ходил на судах “Волга-Дон” от Астрахани до Ленин­града в должности второго штурмана и второго помощника механика: на речном флоте специальности со­вмещались. Выходили и в море.
Профессия очень нравилась. Чтобы повысить квалификацию, поступил в Горьковский институт инженеров водного транспорта на заочное отделение. Хотел на очное, но руководство порта в Волжском попросило не уходить с работы, кадров не хватало. Флот в те годы трудился с полной нагрузкой.
— А иностранные языки по­стигали в свободное от вахты время?
— Интерес к языкам проявился еще в школе и техникуме. В один из заходов в Горький ради любопыт­ства зашел в институт иностранных языков. Он находился на той же улице Минина, что и вуз водного транспорта. Попал на переводческий факультет. Меня выслушали и, как понял, заинтересовались.
А факультет этот особый, готовят здесь штучных специалистов для МИДа, представитель­ств ООН за рубежом. Группа не больше десяти человек, конкурс, естественно, огромный. Сказали: “Готовьтесь, у вас есть шансы попасть с корабля на бал”.
Почти год без отрыва от работы занимался самостоятельно, зимой во время ремонта судна ходил к репетиторам. Начинать пришлось почти с нуля. Но экзамены выдержал на четыре. Так в
23 года я стал студентом очного отделения иняза. Специализировался в англий­ском и француз­ском языках.
На третьем курсе лучших студентов, в том числе и меня, отправили на стажировку в Англию на три месяца. Мечта любого студента иняза пообщаться с носителями языка. Недели через три у нас уже не было проблем в общении с англичанами. Окончил институт с отличием.
— Куда дали направление?
— Всех выпускников распределяли за рубеж, в основном в страны Африки. В нашей семье к тому времени появился первенец, и мы с женой решили не рисковать.
Мне предложили заключить контракт с Минобороны. Студентами на военной кафедре изучали все рода войск, вооружение и отечественное, и зарубежное. Направили в Вологодскую область на базу дальней авиации.
Я был включен в экипаж Ту-95 РЦ офицером-оператором. Эти знаменитые крылатые машины предназначались для разведки. Летали главным образом на остров Свободы, 16 часов через Атлантику и обратно. На пути следования нас постоянно перехватывали натовские “Фантомы”. Шла холодная война.
Бывая на Кубе, быстро освоил испанский язык. Хорошо знаю Гавану, ее музеи, исторические места.
Прошло много лет, и, уже живя в Новочебоксарске, встретился с однополчанином Леонидом Кашиным, бывшим штурманом дальней авиации. В полку нам не довелось познакомиться. Леонид сейчас преподает в изостудии ЦРТДиЮ, сам рисует, проводит выставки.
Вообще, с сослуживцами связи не теряю, переписываюсь. Мой командир эскадрильи подполковник Евгений Калинин пишет книгу об истории гарнизона. С Леонидом Кашиным помогаем ему со сбором материалов.
А не так давно в Интернете на американском сайте увидел наш самолет-разведчик. В коротком тексте говорилось, что весной 1983 года на подлете к Кубе Ту-95 был перехвачен такими-то истребителями НАТО, приводились имена пилотов.
В фейсбуке написал одному из них: “Грег, по-моему, это ты перехватил нас тогда”. В ответе Грег с изумлением спрашивал, как нам удалось его вычислить. Я раскрыл ему “тайну”. Потом нашлись и другие американские летчики, общаемся в Интернете. Тема холодной войны, противостояния до сих пор вызывает большой интерес.
— В Новочебоксарске давно обосновались?
— Переехали сюда в 1989-м из Мурманской области. Оставив военную карьеру, работал на Кольской АЭС инженером-наладчиком. Готовил техническую документацию для пусковых объектов, это тоже было связано с переводом с иностранных языков.
Интересно, что высотный дом, в котором сейчас живу по бульвару Гидростроителей, видел не раз, проплывая на судне. Тогда я, разумеется, не думал, что через много лет буду жить в этом доме. В 80-е набережная города не была застроена.
— Вы занимались многими проектами. При вашем участии десятки специалистов разных областей, студенты, школьники сумели увидеть мир, пройти стажировку в зарубежных странах.
— Где бы ни трудился и в каком качестве (в ЧГУ, Минэкономразвития ЧР, “Дизельпроме”, школе), считал международный обмен своей основной общественной миссией. Он полезен не только с точки зрения познания, профессионального роста, он укрепляет отношения между народами, странами.
С поездками за границу помогали такие замечательные международные программы, как “Корпус мира”, “Открытый мир”, последний до сих пор действует. У его начала стояли академик Дмитрий Лихачев, директор Национальной библиотеки Конгресса США Джеймс Биллингтон.
В Америку я вывозил и чуваш­ских мастеров на выставку-продажу изделий народных промыслов в Санта-Фе (штат Нью-Мексико), она проводится ежегодно. Перевел на английский язык книгу “Чуваш­ский костюм от древности до со­временности”. Это большое иллюст­рированное издание, повествующее об истории чувашского народа, обычаях, культуре.
Важной вехой в жизни стало участие в переводе на чувашский язык Ветхого Завета Библии. Первым идею подал настоятель Новочебоксарского собора Илия Карлинов. Он получил письмо из Лондонского библейского общества с предложением о переводе. Я помог ему подготовить ответ на английском. Так, собственно, и началась работа над масштабным проектом. Трудилась большая группа специалистов, в прошлом году книгу издали.
— “Солнце на спицах” — увлечение, хобби?
— Я никогда профессионально не занимался спортом. Ходил на лыжах, бегал, ездил на велосипеде просто для удовольствия и поддер­жания физической формы.
Рождение клуба связано с двумя событиями: объявлением Президентом Чувашии Года молодежи и здорового образа жизни и Олимпийскими играми-2004 в Афинах. В честь олимпийцев нашей республики мы с мастером спорта по велоспорту Николаем Никитиным решили устроить велопробег. Выезд совершили небольшой группой любителей в Заволжье.
Название появилось позже, оно из популярной песни, в которой есть такие слова: “Солнце на спицах, синева над головой”. Олег Улангин, тогдашний главный художник города, придумал эмблему клуба.
В том же году чувашский народ постигло большое горе: умер легендарный летчик-космонавт Андриян Николаев. В память о нем члены клуба провели пробег до Шоршел. С тех пор в начале сентября мы ездим туда ежегодно. Традиционными стали велопробеги на День города, участие в параде на День Победы.
Много желающих собирают походы в Аликово в начале мая. Встречает нас все население села и ближайших деревень. В центральной усадьбе мы за эти годы высадили два больших парка, один из них имени Андрияна Николаева.
По окончании сезона проводим традиционный осенний бал велосипедистов. Нынешний, восьмой, состоится 10 декабря в Художественном музее, будут презентации, кто, куда и сколько проехал на велосипеде, намечены планы на следующий сезон.
— Жители европей­ских городов пересели на велосипеды. Можно ли этот опыт перенести и к нам?
— Президент республики Михаил Игнатьев поддержал наше предложение о создании условий для безопасного передвижения на велосипедах по городу. Но, понятно, это дело не одного дня и года. Нужно сначала построить инфраструктуру, как в Париже, Лондоне, Амстердаме. В столице Великобритании, к примеру, мэрией закуплены 6000 велосипедов, открыты 400 стоянок, выделена разделительная полоса на улицах. Затраты немалые. Но они окупаются: улучшается экология, меньше пробок на дорогах.
Нынешним летом мне довелось участвовать в потрясающем празд­нике велосипедистов Лондона с романтическим названием “Небесные покатушки” (“Sky ride”). Свыше 50 тысяч велосипедистов из разных концов города в течение дня стекались в центр на Трафальгарскую площадь.
Рано или поздно в городах России тоже пересядут на велосипеды, в чем абсолютно уверен.

  • Переводчик, президент велоклуба “Солнце на спицах” Вячеслав Платонов  на Вестминстерском мосту Лондона. Фото из личного архива

Комментарии

Изображение пользователя matveevartur.

Я тоже ежегодно участвую в велопробеге в Шоршелы, этим летом съездили в Канашский район на малую родину пограничника, было здорово. Всем предлагаю, хотя бы в летний сезон садится на велосипеды, это как минимум профилактика сердечных болезней и не только. Желаю, чтобы у каждого магазина, учреждения были велопарковки
Изображение пользователя Валера Комиссаров.

Я страстный велосипедист, у меня до сих пор нету авто, это при том, что закончил и работал профессионально автослесарем...но не об этом речь. А о том, что это на самом деле здорово крутить педали и ехать туда куда вздумается, куда на авто и не добирёшься! Это такой кайф! При том, это очень дёшево, как меня подкололи мои приятели сплошь автолюбители, на чём работает сей агрегат ?! Да, на пирожках , отвечаю...У меня есть идея создать свой бизнес на основе велосипеда, но это через годик, пока не до этого...У нас в районе, первыми в Питере выделили дорожки для вылосипедистов и знаки висят, так что следующий сезон будет очень приятный....