Роман Серебряный: Хоронить печатные СМИ рано

Sieriebrianyi_1_VV_3.jpgРоман Серебряный: Хоронить печатные СМИ рано

Sieriebrianyi_1_VV_3.jpg

avtoghraf.jpgРоман Серебряный: Хоронить печатные СМИ рано

avtoghraf.jpg


0

Одним из экспертов Международного форума юношеской прессы “Волжские встречи”, состоявшегося на майских праздниках в оздоровительном лагере “Росинка” в Заволжье, стал секретарь Союза журналистов РФ, куратор молодежных проектов Роман Серебряный. “Грани” пообщались с ним перед началом его мастер-класса, посвященного технологиям будущего в журналистике.

— Роман Александрович, бытует мнение, что для работы в СМИ не обязательно иметь журналистское образование, достаточно любого другого. К примеру, экономист с дипломом сможет без труда освещать экономические темы. А вы как считаете?
— Журналистику, конечно, можно совместить с другим образованием. Только человеку, работавшему ранее в других сферах, еще необходимо будет научиться быть журналистом. У него может получиться, но может и нет.
Что касается журналистского образования, то оно является базовым гуманитарным. Главное, чему должны научить на журфаке, это даже не создание текстов и работа с аудиторией, а умение видеть, сопоставлять и анализировать факты, в результате чего потом и получаются хорошие журналистские материалы.
— Современная редакция становится конвергентной, когда журналист не только пишет материал, но и снимает фото и видео, размещает информацию на сайте.
— Увы, не у всех редакций успешно получается создавать эффективную электронную версию издания и сохранить при этом не менее эффективную бумажную. Вопрос заключается в двух аспектах: реклама и контент.
Нередко получается так, что информационное наполнение газеты и сайта одинаковое, а рекламу на сайте вешают в качестве дополнительного бонуса. В результате расходы редакции увеличиваются, а дохода дополнительного нет или он незначителен. Хотя есть примеры и эффективного менеджмента. У всех на слуху директор ИД “Алтапресс” Юрий Пургин, создавший целую медиаимперию и успешно работающий в сетевых СМИ.
На мой взгляд, региональная пресса недостаточно конвергентна, и это ей еще предстоит. Таковы вызовы времени.
— Как еще изменятся СМИ?
— Все новостные жанры так или иначе уходят в Интернет. Никому не интересны вчерашние новости в газете. Все больше появляется различных ботов (автоматов), пишущих новости, а в скором времени также и спортивные, экономические материалы. Однако при всем при этом журналисты всегда будут нужны и хоронить печатные СМИ еще рано.
— На “Волжских встречах” собрались сотни детей и подростков. На ваш взгляд, многие из них станут журналистами?
— Конечно, нет. Скорее, многим из них сейчас интересно играть в журналистику. Они примеряют на себя эту профессию, пробуют свои силы. Это нормально. Даже среди поступивших на журфак МГУ не все в итоге идут в редакцию и становятся профессионалами.
Увы, хорошие журналисты — штучные специалисты. Это всегда какие-то отдельные примеры. Вспоминаю девушку, которая проявила себя в конкурсе на нашем портале YOJO.ru, еще когда училась в школе. Сейчас она на третьем курсе журфака МГУ. Прошла стажировку на радиостанции в Германии.
Ее приглашают на работу в несколько мест, поскольку это уже сложившийся журналист. Обычно по студенту сразу видно — получится из него что-то или нет.
— Роман Александрович, чем руководствуетесь при оценке абитуриентов на экзаменах в МГУ?
— Приемная комиссия устроена следующим образом: это порядка 20 групп по 3 человека, из которых двое — преподаватели журфака и один практикующий журналист. Я выступаю в качестве того самого приглашенного эксперта. Обычно бываю на собеседовании. Есть объективные критерии: результаты ЕГЭ, дополнительных экзаменов. Но мне важнее составить субъективное мнение: чего хочет человек, с чем он идет в профессию.
— И с чем?
— Увы, предел мечтаний многих абитуриентов не поднимается выше, чем стоять с микрофоном в руках в каком-нибудь красивом месте и что-то рассказывать на камеру. Некоторые не различают журналистов и шоуменов и приводят в качестве успешного примера журналиста Андрея Малахова. Конечно, когда-то он был журналистом, но сейчас все же является шоу­меном.
— На сайте Союза журналистов РФ увидел заявление в поддержку ряда региональных газет (дословно: “НТВ мы не перевоспитаем, но заявить о своей солидарности и поддержке тех, кого НТВ оболгала, считаем необходимым”). Что  считаете неприемлемым в профессии?
— Конкретно по сюжету “Должники Госдепа”, вышедшему в эфир на НТВ в марте, могу сказать следующее. У нас была общественная коллегия по жалобам на прессу. Жалобу подал учредитель издательского дома “Алтапресс” Юрий Пургин, остальные руководители региональных изданий к нему присоединились. Канал НТВ прислал письмо, в котором сообщалось о том, что там не считают необходимым присутствие своего представителя на заседании. Решение по данной жалобе будет вынесено в ближайшее время.
Что касается недопустимого в профессии… Существует кодекс профессиональной этики, разработанный в 1994 году, и каждый, вступающий в Союз журналистов РФ, обязуется ему следовать. В нем все четко прописано, что журналист может, а что не имеет права делать. Кроме того, принят ФЗ “О СМИ” и множе­ство других законов, так или иначе регулирующих деятельность средств массовой информации.
Это принципиально разные вещи: внутреннее и внешнее регулирование. Коллегия и кодекс подразумевают суд профессионального сообще­ства, оценку коллег. Подразумевается, что тот, кто обратился с жалобой в коллегию, не пойдет в суд.     
— Может наступить репутационная смерть отдельного журналиста или целого СМИ?
— К этому нужно стремиться. Правда, для этого нам предстоит пройти еще довольно большой путь. Союз журналистов РФ — это творческий союз, но во многих странах мира аналогичное объединение это профсоюз. Мы движемся в эту сторону.
— Вы впервые на “Волжских встречах”?
— Нет, во второй. Два года назад я встречался с Главой республики Михаилом Игнатьевым, мы говорили о молодежи, обсуждали важность этого форума для позитивного развития и повышения образовательного уровня молодого поколения.  И сейчас форум поддержан на самом высоком республиканском уровне.
— Каковы ваши личные впечатления?
— Форум достаточно хаотичен, это имеет свои плюсы и минусы. Здесь огромное количество классных людей, которые рассказывают удивительные вещи. С точки зрения пользы такого времяпрепровождения — оно безусловно пойдет во благо молодым талантам, их творческому развитию. Однако придумывание сюжетов, разработка сценария и съемки — вещи, которые ближе к кино, а не журналистике.
Главное, ребята должны понимать разницу между журналистом и всеми остальными: блогерами, писателями, кино- и телевизионными деятелями. А дальше — выбор самих ребят. Благо возможностей для самовыражения остается множество. Сегодня любой может пойти в магазин, купить камеру и начать снимать все происходящее вокруг, а потом выкладывать это в своем аккаунте в соцсетях. Однако это не делает оператора журналистом.
— Как Союз журналистов России поддерживает начинающих?
— Удалось добиться, чтобы была объявлена специальная премия для начинающих журналистов “Начало”. Она вручается вместе с главной премией “Золотое перо России”. Рекомендовать молодых могут региональные союзы за достижения человека в текущем году. Информацию о многих конкурсах можно найти на нашем сайте http://ruj.ru.

Наша справка

Роман Серебряный родился в 1981 году в Москве. Окончил МПГУ им. Ленина (специальность психология), МЭСИ (информационные технологии). В Союзе журналистов России с 2001 года.
С 2011 года входит в состав приемной комиссии факультета журналистики МГУ им. М.Ломоносова. Сертифицированный медиатренер по направлениям: “новые медиа”, “работа конвергентной редакции”, “медиапроектирование”, “молодежные СМИ”.
В 2008-2013 годах — советник председателя Союза журналистов России, координатор молодежных программ СЖР. Разработал и реализовал информационный проект “Портал для молодых журналистов Young Journalists (YOJO.ru)”.

МАСТЕР-КЛАСС РОМАНА СЕРЕБРЯНОГО

На одном из них, посвященном новым технологиям в журналистике, побывал автор этих строк. Роман Серебряный рассказывал о технологии “лонгрид” (“длинное чтение”), причем не с точки зрения “а бывает еще и вот какое чудо”, а “вы можете использовать еще и вот такую технологию”.
Что такое лонгрид и для чего он используется? Если какая-то информация на сайте вызывает большой интерес (количество заходов) читателей, то для удержания посетителей на сайте на ту же тему готовится большой массив информации. Это целый комплекс, состоящий из текста, разбавленного видеороликами, инфографикой, презентациями, фоновой музыкой, иллюстрациями (в том числе интерактивными).
Самое интересное, что примерно половину времени мастер-класса, пока техники настраивали большой экран и обеспечивали доступ к Интернету, Роман Серебряный объяснял суть технологии и то, как ее применять на практике, буквально на пальцах. Причем ему удавалось полностью удерживать внимание аудитории.

  • Sieriebrianyi_1_VV_3.jpg
  • avtoghraf.jpg