В школах могут ввести регулярные

Прикрывал с воздуха

Прикрывал с воздуха Дембельский альбом

Виталий Захаров.

Прикрывал с воздуха Дембельский альбом

Вертолет Ми-24. Фото из личного архива В.Захарова.


4

12 августа военные летчики отмечали профессиональный праздник — День военно-воздушных сил, а 16-го у них была возможность отпраздновать День воздушного флота России вместе с гражданскими авиаторами. Эти праздники считает своими кавалер ордена Мужества, бывший командир экипажа боевого вертолета Ми-24, майор запаса новочебоксарец Виталий Захаров.

В 1990 году по окончании школы № 12 он в выборе дальнейшего пути не колебался. Его старший брат, учившийся в Сызранском высшем авиационном училище летчиков и ставший пилотом военно-транспортного вертолета Ми-8, в июле 1984 года погиб под Джелалабадом при выполнении боевого задания. С тех пор семья Захаровых жила только воспоминаниями о нем. Виталий пошел по стопам брата в то же училище, на ту же специальность. В 1995-м свежеиспеченный лейтенант отправился к месту службы в Кореновский отдельный вертолетный полк Северо-Кавказского военного округа, где служил до выхода в запас.
С мая 1996-го Захаров регулярно отправлялся в командировки в Чеченскую Республику. По словам Виталия Ивановича, поначалу молодых к боевой работе старались не привлекать, давали набраться опыта, облетаться, как говорят пилоты.
В первую чеченскую кампанию (он участвовал с 1996-го по 27 декабря 1999 года) был летчиком-оператором, во вторую (с сентября 1999-го по 2006 год) — командиром боевой машины. Экипаж выполнял задачи по огневой поддержке наземных подразделений, сопровож­дению транспортных вертолетов, колонн, эшелонов, бронепоездов. Две эскадрильи меняли друг друга в боевых порядках через каждые полтора месяца.
“До 2002 года в Чечне угрозы с земли вертолету не существовало. Потом в распоряжение бандформирований попали переносные зенитно-ракетные комплексы (ПЗРК). От американского “Стингера” еще есть шанс увернуться, от российских “Стрелы” и “Иглы” спасенья нет. Пришлось менять тактику. Если раньше работали на высотах 200-500 метров, потом максимум 10 метров”, — рассказывает вертолетчик.
В 1999-м наш земляк участвовал в операции по блокированию Аргунского ущелья у российско-грузинской границы. Работы было много, по 3-4 вылета в день, тяжелейшая нагрузка для всего полка. В Грузии располагались лагеря боевиков. Наши Ми-8 доставляли бойцов, оружие в район входа в ущелье, а Ми-24 их прикрывали. По два часа по­очередно висели над местом десантирования. За эту операцию Виталия Захарова наградили орденом Мужества.
Он принимал участие в разрешении конфликтных ситуаций на Северном Кавказе. Во время грузино-абхазского столк­новения выполнял миротворческую миссию, сопровождая транспорт­ники Ми-8, колонны.
Ми-24 — надежная машина, не раз выручала экипаж, состоящий из трех человек: командира, летчика-оператора и борттехника. Но последнего на боевое задание старались не брать, чтоб избежать (в случае чего) лишней жертвы. Вертолет способен продержаться в воздухе один час сорок минут, с дополнительными баками два часа.
Сегодня 35-летний военный пенсионер занимается предпринимательством. Многие удивляются, как молодой человек через десять лет службы уходит в запас. У летного состава 1 год считается за два, во время военных действий — 1 день за три. С учетом времени учебы он закончил службу в тридцать три.
Кроме ордена Мужества Виталий Захаров награжден медалями “За воинскую доблесть” I степени, “За укрепление боевого содружества”, “За безупречную военную службу”.