Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Предвозвестница новой женщины

Александра Коллонтай. Фото life.ruПредвозвестница новой женщины Личность в истории

Александра Коллонтай. Фото life.ru

Одна из первых советских открыток к 8 Марта. Она была выпущена в 1956 году, за десять лет до установления официального праздника.Предвозвестница новой женщины Личность в истории

Одна из первых советских открыток к 8 Марта. Она была выпущена в 1956 году, за десять лет до установления официального праздника.


0

О “демоне 8 Марта”, которая стояла у истоков мирового феминизма. Сейчас Александра Коллонтай признается в мире одной из значимых персон феминистического движения. В СССР она в таком качестве никогда не рассматривалась, о ее взглядах если и упоминалось, то вскользь. Коллонтай не вычеркнули из истории страны, как некоторых менее удачливых деятелей того времени, но вплоть до распада Советского Союза ее позиционировали в первую очередь как женщину-дипломата.

 

Легендарная юность
Александра Домонтович, более известная под фамилией Коллонтай, полученной от первого мужа, родилась в 1872 году в дворянской семье генерала от инфантерии Михаила Домонтовича. У нее было немало знаменитых родственников. Например, единоутробная сестра — знаменитая оперная певица Евгения Мравина-Мравинская, троюродный брат Игорь Северянин — звезда русской поэзии Серебряного века.
Мифы и легенды начали сопровождать жизнь будущей революционерки еще с юности. В большинстве источников, повествующих о ее биографии, можно найти утверждения, что Александра была столь неприступной девушкой, что несколько женихов свели счеты с жизнью после ее отказов, а сама она будто бы однажды даже отказала самому адъютанту императора Тутолмину.
Избранником Александры стал ее троюродный брат Владимир Коллонтай. В этом браке у Александры родился сын. Однако она очень быстро поняла, что тихая семейная жизнь не для нее. Ей хотелось великих свершений, авантюрных приключений, а роль хранительницы очага и матери стала для нее невыносимо скучной и банальной.
Оставив пятилетнего сына на попечение супруга, Коллонтай отправилась в свободное плавание и уехала в Европу. Формально — для учебы в университете. Но к тому моменту она давно уже была увлечена революционными идеями, к которым пришла под влиянием близкой подруги Елены Стасовой, весьма влиятельной и близкой к Ленину дамы.

Противостоять деспотизму
В эмиграции Коллонтай перезнакомилась со всеми знаменитыми теоретиками марксизма. Позднее она стала одной из самых знаменитых женщин партии в советскую эпоху. Коллонтай прославилась в первую очередь как теоретик, фактически став зачинателем феминизма в его советской версии.
В начале ХХ века в ведущих мировых странах набирало мощь движение суфражисток, требовавших для женщин избирательных прав. Эту идею поддерживала и Коллонтай, но ее желания были куда амбициознее. Она хотела не просто уравнивания мужчин и женщин, а создания принципиально нового общества.
Коллонтай неизменно увязывала женский вопрос с революционным. Женщины не должны бороться за свой статус, они должны бороться за революцию и создание нового общества. И уже в рамках этого нового революционного общества права мужчин и женщин наконец будут уравнены.
Коллонтай также сформулировала идеал новой женщины, которая придет на смену женщинам прежних эпох. По ее версии, новая женщина сильна, независима, самостоятельна, не нуждается в мужской опеке и поддержке, она способна противостоять мужскому деспотизму и умеет подчинять разуму чувства, эмоции и переживания.
Большое внимание она уделяла борьбе с “собственническими” взглядами. Ревность — устаревшее чувство, считала она. “В новой женщине “ревнивую самку” все чаще и чаще побеждает “женщина-человек”, — писала Коллонтай.

Любовь и коллектив
Сразу же после революции 1917 года Коллонтай благодаря своим ярким и радикальным выступлениям превратилась в самую знаменитую советскую женщину. Свидетельством тому служит множество посвященных ей песен, частушек и стишков, зачастую весьма фривольных и скабрезных, которые были популярны в Петрограде в то время.
Отстаивая необходимость некоторых свойственных концепции “свободной любви” тезисов (например, отсутствие собственнических отношений и ревности по отношению к партнеру), она тем не менее не была пропагандисткой беспорядочных половых связей, как гласит популярный миф. Она лишь твердила о необходимости создания новой пролетарской морали в половом вопросе.
В одной из самых знаменитых своих статей “Дорогу крылатому Эросу” она писала: “Провозглашая права “крылатого Эроса”, идеология рабочего класса вместе с тем подчиняет любовь членов трудового коллектива друг к другу более властному чувству — любви-долгу к коллективу. Как бы велика ни была любовь, связывающая два пола, как бы много сердечных и духовных скреп ни связывало их между собою, подобные же скрепы со всем коллективом должны быть еще более крепкими и многочисленными, еще более органическими. Буржуазная мораль требовала: все для любимого человека. Мораль пролетариата предписывает: все для коллектива”.

Женщина-посол
Первые пять лет после революции были звездным часом Коллонтай. На нее обрушились слава и известность. Она могла позволить себе открыто спорить и не соглашаться даже с Лениным. Все закончилось в начале 20-х, когда Коллонтай возглавила так называемую рабочую оппозицию, выступившую против Ленина. Тогда Ленин победил.
Вскоре после смерти лидера партии началась война за власть, но Коллонтай переждала все штормы и бури в тихой и уютной Норвегии, а затем и в Швеции, где стала первой в мире женщиной-послом. Она больше не участвовала в политических дискуссиях, не писала ярких статей о новой половой морали и отношениях между полами, забросила и свои художественные книги. Ее жизнь стала скучна и буржуазна. То, от чего она всеми силами стремилась уйти в юности, в конце концов настигло ее во второй половине жизни. Она давала приемы в советском посольстве, ходила на званые вечера, мило беседовала с иностранными политиками. И больше не было никаких статей про эмансипацию женщины, выступлений перед толпами перевозбужденных матросов и по­учений комсомольцев в половых вопросах.
Новое поколение советской молодежи уже знало Коллонтай только как советского посла. В начале 30-х Сталин объявил женский вопрос окончательно решенным в СССР, и все специализированные органы типа женских отделов были распущены. Теории Коллонтай были объявлены чуждыми марксизму еще раньше и преданы разгрому, а затем и забвению в Советском Союзе.

Почти нобелевский лауреат
В 1945 году уже пожилая Коллонтай из-за болезни вынуждена была вернуться в Москву после более чем 20-летнего отсутствия. Это была уже совсем другая страна по сравнению с той, из которой она уезжала на дипломатическую работу. Формально она не выходила на пенсию и продолжала работать советником в МИД. В марте 1952 года она умерла в возрасте 79 лет.
За семь лет до того группа депутатов норвежского стортинга выдвинула кандидатуру Коллонтай на получение Нобелевской премии мира. К выдвижению присоединились депутаты шведского риксдага, женские организации Швеции и Норвегии, а также видные общественные деятели этих стран, однако Нобелевский комитет не поддер­жал инициативу.
“Демон 8 Марта”, “валькирия революции”, “сексуальная революционерка”, “Эрос в мундире дипломата”, как называли Коллонтай в прессе, внесла значительный вклад в мировое женское движение XX века, и ее наследие только сейчас начинает оцениваться на новом уровне.

 

НАШ ОПРОС

Кто для вас икона феминизма?
Павел Степанов, студент Государственного университета “Дубна”:
— Лицом феминизма для меня является Александра Коллонтай. Она являлась первой женщиной-министром, дипломатом. Именно она развила идею “новой женщины” в СССР, которая сегодня популярна во всем мире.
Мария Осипова, студентка ЧГУ им. И.Н. Ульянова:
— Я смотрела недавно фильм “По половому признаку”, основанный на реальных событиях, а затем прочитала книгу про главную героиню Рут Гинзбург. Она боролась за равенство мужчин и женщин перед законом, стала второй женщиной-верховным судьей в США.
Марина Захарова, учащаяся школы № 4 Новочебоксарска:
— Для меня принцесса Диана — олицетворение сильной женщины, способной на многое, а главное — действующей вопреки неодобрению. Ее вклад в борьбу со СПИДом, благотворительность нельзя недооценивать.
Артем Каштанов, студент ЧГУ им. И.Н. Ульянова:
— Ярким примером движения феминисток является англичанка Мэри Уолстонкрафт. В своем труде “Защита прав женщин” она ставит вопросы, связанные с равноправием женщин, распоряжением собственной жизнью без мужского одобрения.
Подготовила Лада Махминова

  • Александра Коллонтай. Фото life.ru
  • Одна из первых советских открыток к 8 Марта. Она была выпущена в 1956 году, за десять лет до установления официального праздника.