Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Педагоги Татарстана равняются на Чувашию и Сингапур

В сквере Лемаева (Нижнекамск) состоялась презентация учреждений дополнительного образования.  Федерального министра А.Фурсенко и руководителей Татарстана встречали кадеты. Фото автора.Педагоги Татарстана  равняются на Чувашию и Сингапур

В сквере Лемаева (Нижнекамск) состоялась презентация учреждений дополнительного образования. Федерального министра А.Фурсенко и руководителей Татарстана встречали кадеты. Фото автора.


1

С 19 по 21 августа в Нижнекамске Республики Татар­стан (РТ) проходил семинар, организованный Межрегиональной общественной организацией журналистов “PRO Образование”. В нем приняли участие пишущие на темы образования представители Ижевска (Удмуртия), Волгограда, Москвы, Пензы, Самары, Ульяновска и Новочебоксарска.
Как пояснили организаторы семинара, место проведения форума выбрано неслучайно. Во-первых, нужен был регион, где есть что посмотреть в сфере образования. Таким по­считали Татарстан. Во-вторых, Мини­стерство образования и науки РТ согласилось принять делегацию журналистов. Наконец, в-третьих, в республиканском августовском совещании педагогов Татарстана, которое проходило в Нижнекамске, принял участие министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.
Агропромышленный колледж
С него началось наше знакомство с системой образования города и республики. Агропромышленный колледж выпускает трактористов, экскаваторщиков, крановщиков, водителей и механизаторов всех категорий, специалистов в сфере промышленного и граждан­ского строительства, например, тех же сварщиков. Он один из первых в Татарстане стал автономным образовательным учреждением.
Оснащению учебного заведения могут позавидовать многие профессиональные училища и колледжи. Например, в классах не найти мела, везде используются интерактивные доски. Обучение крановщиков ведется при помощи компьютера и 3D-технологий. В учебном классе сварщиков вывешен экран, на который можно транслировать происходящее в производственной мастер­ской. Например, второкурсники на практическом занятии осваивают азы работы на сварочном аппарате, а первокурсники с преподавателем наблюдают за ними из класса и разбирают их ошибки.
Во всех помещениях колледжа — классах и коридорах, учебных и производственных мастерских — лампы накаливания и люминесцентные заменены на светодиодные. По словам директора Алмаза Кадырова, эффект потрясающий: потребление электроэнергии учебным заведением снизилось в три раза! Если раньше за год перегорали около 40 люминесцентных ламп и, прежде чем покупать новые, приходилось платить за утилизацию старых, то сейчас за год вышла из строя всего одна лампа.
О том, какая еще современная техника стоит в классах и мастерских учебного заведения, можно рассказывать долго. “Участвуют ли ваши ребята в каких-либо республикан­ских или всероссийских конкурсах профессионального мастерства? Например, те же сварщики?” — спросил я директора. Оказалось, что если и участвуют, то особых успехов еще не добились. А я вспомнил ПУ № 15 Новочебоксарска, учащиеся которого, не имея ТАКОЙ базы, регулярно становятся победителями республиканских, а то и всероссийских конкурсов проф­мастерства.
Детский сад № 89
Следующим в программе значился детский сад по работе с одаренными детьми. Он введен в эксплуатацию четыре года назад и, разумеется, также оснащен по всем стандартам со­временной педагогики. Экскурсию для журналистов по саду провела начальник управления дошкольного образования Нижнекамска Гульнара Хусаенова.
Такого многообразия игрушек и различного оборудования я не видел ни в одном дет­ском саду Новочебоксарска. Есть здесь мультимедийные проекторы и интерактивные экраны, помогающие в изучении англий­ского языка. В музыкальном зале рядом с традиционным пианино стоит синтезатор. В садике оборудована лекотека (своеобразная “библиотека” игрушек). Имеется соляная пещера, процедуры в которой дети проходят по назначению врача.
Конечно, у нас нет возможности равняться на уровень оснащения этого и ряда других учреждений Татарстана. А вот поучиться некоторым вещам можно и даже нужно. По словам Г.Хусаеновой, в Нижнекамске полностью отсутствует очередь для получения места в детском саду. Этого удалось добиться лишь благодаря экстренным мерам, предпринятым  муниципалитетом. В течение последних лет в систему дошкольного образования ежегодно возвращались помещения для 13-15 дет­садовских групп. В одних случаях зимние сады, шахматные клубы, комнаты психологиче­ской разгрузки снова стали группами ДОУ, в других пришлось рекон­струировать здания целиком. Например, детсад № 89 некоторое время назад был оздоровительным центром.
Кстати, прогнозы на 2011 год неутешительны. Несмотря на все меры, примерно 300 семьям мест в детсадах не хватит. Поэтому в настоящее время в 34-м микрорайоне города, где больше всего проживает молодых семей, строится детский сад на 280 мест. Коробка уже возведена.  
И еще один любопытный момент. В управлении создана специальная хозяйственно-эксплуатационная контора (ХЭК), обслуживающая 90 детских садов Нижнекамска. Есть у нее свои склады, транспорт, другая инфраструктура. В ХЭК около ста человек: штукатуры, слесари, плотники и другие специалисты-коммунальщики. По заявкам садов они чинят протекающую кровлю, ремонтируют систему отопления, выполняют другие виды крупных и мелких работ. Как заметила Г.Хусаенова, в результате ремонт обходится примерно в два раза дешевле, чем  в случае найма сторонней организации. “Что, неужели воспитатели избавлены от необходимости делать ремонт своими руками?” — не поверил я. Выяснилось, что все же зачастую педагоги что-нибудь подкрашивают, приклеивают, изготавливают, не надеясь на ХЭК. Ну и украшение группы различными декоративными панно остается заботой персонала ДОУ.
Пленарное заседание
Совещание работников образования Республики Татарстан состоялось 20 августа в Доме народного творчества Нижнекамска. Среди успехов образования РТ президент Татарстана Рустам Минниханов отметил следующие: за четыре года реализации нацпроекта “Образование” ощутимое развитие получила школьная инфраструктура, модернизирована учебно-материальная база школ-победителей проекта, создана и развивается сеть школьных перевозок детей, введена система обучения детей-инвалидов с помощью дистанционных технологий, эффективно реализуется проект “Электронное образование”.
Министр образования и науки РТ Альберт Гильмутдинов первым делом подчеркнул: “Кадровый ресурс наиболее ценен, он дороже нефти и газа. Создает его система образования, по­этому именно она является основой инновационного общества”. В Татарстане разработана  комплексная государственная целевая программа развития образования на 2010-2015 годы, которая, по словам министра, “носит характер стратегии” (кстати, в Чувашии стратегия развития образования разработана до 2040 года. — Прим. авт.).
Министр обратил внимание собравшихся, что в зале присутствует делегация Республики Сингапур. Туда Татарстан планирует направить делегацию педагогов, чтобы те переняли опыт взращивания конкурентоспособной молодежи.
2010-2011 учебный год станет особенным, считает А.Гильмутдинов. Во-первых, с 1 сентября перейдут на новую систему оплаты труда школы республики, с 1 января 2011 года — детские сады. “Это позволит существенно увеличить размер зарплаты передовых учителей”, — заверил министр. Кстати, в 2010 году (с января по май) средняя зарплата в образовании РТ равнялась 9616 рублям. Во-вторых, в Татарстане начинается новый этап информатизации образования. Уже к
1 сентября 2010 года треть всех учителей Татарстана получит  по ноутбуку, к 1 сентября 2011-го — все остальные педагоги.
А.Гильмутдинов обозначил две фундаментальные проблемы: несоответствие качества образования современным задачам и низкую эффективность функционирования отрасли. Что имеется в виду? Большое количество малокомплектных и весьма затратных школ, расположенных по всему Татар­стану.  Низкие результаты ЕГЭ. Например, в 2009 году средний балл по обязательным для сдачи всеми выпускниками предметам в Татарстане был ниже, чем аналогичные показатели по РФ: по математике он составил 41,9 балла (42,9 по России), по русскому языку 54,5 (56,4). Результаты 2010 года оказались лучше по всем предметам, чем не преминул похвалиться министр (см. инфографику). Доля не справившихся с заданиями по русскому языку за год в Татарстане уменьшилась в три раза: с 7,2 проц. в 2009-м до 2,4 проц. в 2010-м (для сравнения: в Новочебоксарске по тому же предмету не справились с заданиями 1,9 проц. школьников).
“В этот сложный и непростой для всей страны 2010 год на нужды образования из бюджета республики выделены почти 30 миллиардов рублей, — сообщил А.Гильмутдинов. — К сожалению, констатируем, что сред­ства используются не самым эффективным образом...”.
Как исправить ситуацию? “Учитель — новые технологии — инфраструктура” — в этих трех ключевых направлениях заключена формула успеха”, — подчеркнул министр и остановился подробно на каждом.
Возьмем, к примеру, ин­фраструктуру. “В Татарстане почти 2300 школ, из них 809 малокомплектных. В них обучается ничтожно малая доля всех детей. Несмотря на демографический подъем, в ближайшие годы ситуация не улучшится, потому альтернативы ре­структуризации сети школ не существует”, — подытожил министр. В целом Татарстан решил пойти по пути, уже пройденному Чувашией: первое — открывать в крупных селах многофунк­циональные (европейские, по словам минист­ра) центры, объединяющие под одной крышей дет­сад, начальную школу, сельский клуб, медпункт. Второе — развивать программу “Школьный автобус” по подвозу детей в крупные школы. Третье — внедрять дистанционные технологии. Кроме того, в Татарстане одобрена идея создания сети специализированных гимназий и лицеев-интернатов для одаренных школьников.
Свое суждение об эффективности системы образования высказал и федеральный министр. По словам Андрея Фурсенко, то, что на содержание малокомплектных школ и обучение ребят в них тратится значительная часть ресурсов, конечно, плохо. Гораздо хуже, что эти школьники не получают полноценного образования и потому лишены возможности конкурировать со сверстниками в со­временном обществе. Поэтому возможным оппонентам, протестующим против закрытия малокомплектных школ (мол, денег жалко), Андрей Фурсенко заявляет: не денег жалко, а ребят... “Эффективное образование — это когда каждый молодой человек после окончания школы находит себя в жизни”, — подвел черту под обсуждением федеральный министр.

К сведению
Нижнекамск получил статус города в 1966 году. Сейчас его население насчитывает 227 тысяч человек. Крупнейшие предприятия — ОАО “Нижнекамскнефтехим” и “Шинник”. За последнее десятилетие город дважды удостоен звания “Самый благоустроенный город России”.

  • В сквере Лемаева (Нижнекамск) состоялась презентация учреждений дополнительного образования.  Федерального министра А.Фурсенко и руководителей Татарстана встречали кадеты. Фото автора.