Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

От мозгового штурма к проектам

openlesson2010_resize.jpgОт мозгового штурма к проектам инновационные технологии

openlesson2010_resize.jpg


0

Перед началом нынешнего учебного года в школах и дошкольных учреждениях Новочебоксарска проведен первый (качественный) этап мониторинга инновационных технологий. О том, где и какие технологии внедряются в образовательный и воспитательный процесс, рассказал старший методист городского Центра мониторинга и образовательных технологий Антон ШИРШОВ.

В школах Новочебоксар­ска применяется свыше 20 инновационных технологий. Все они разделены на три группы по частоте применения.
Первая — широко используемые. К ним относится, например, исследовательская и проектная деятельность учащихся. Методики применяются практически в каждой школе. Благодаря им ученики получают навыки ведения собственных научных изысканий, учатся азам написания научной работы.
Здоровьесбережение в школах — целый пласт широко используемых технологий. Они включают в себя различные меры по сохранению здоровья учеников.
Индивидуализация обучения в старших классах — еще один перспективный проект, сейчас в полной мере он реализован в гимназии № 6. (О нем мы рассказывали в публикации “Пионеры индивидуального обучения”, “Грани инноваций”, № 2 за 23 марта. — Прим. авт.) Первым шагом к нему можно назвать личностно-ориентированное обучение.
Если все названные выше технологии имеют, если можно так выразиться, глобальный характер, то дебаты, мозговой штурм, метод критического мышления являются элементами в образовательном процессе. Используются они, как правило, в старших классах. В младшем звене популярна так называемая “лест­ница успеха”. Суть ее в том, что устанавливается цель и несколько промежуточных этапов — ступеней — на пути к ней. Чем хорош этот прием? Достигая очередной ступени, ученик ощущает себя победителем, чувствует уверенность в своих силах и движется вперед.
Вторая группа — единичные в своем роде инновации. В эту группу мы отнесли дистанционное образование. В нынешнем учебном году его используют в школе № 20 при работе с деть­ми с ограниченными возможностями. Впрочем, область применения данной технологии гораздо шире, чем кажется. Например, гимназия № 6 при помощи видеоконференц-связи в нынешнем учебном году (в рамках проекта “Гимназический союз России”) участ­вует во всероссийской научно-практической конференции в Санкт-Петербурге. Иначе говоря, учащиеся пишут работы, а затем, никуда не выезжая, защищают их при помощи электронных средств связи.
Нередко единичные инновации являются авторскими разработками либо применяются потому, что педагог считает данное направление деятельности приоритетным. К примеру, в школе № 10 дей­ствует “школа примирения”. Ее цель — воспитание толерантности у учащихся.
Третья группа является промежуточным звеном между первой и второй. Речь идет о технологиях, получивших некоторое распространение в школах. Среди них хочу отметить тьюторство. Тьютор — наставник, человек, которому ученик доверяет и может обратиться за любым советом. На тьюторов учат, педагоги проходят курс психологической подготовки. Больше всего эти специалисты нужны в системе начального и среднего профессионального образования. Например, для иногородних учащихся ПУ и техникумов, поступивших сразу после 9-го класса и живущих в общежитии.
К данной же группе относятся технологии решения изобретательских задач (ТРИЗ), морфологический анализ, кейс-технологии... Данные методики применяются как элемент инновационного урока, их общая задача — развитие нестандарт­ного мышления.

  • openlesson2010_resize.jpg