Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Общество потребления

2

В одном анекдоте новый русский через неделю после покупки “Мерседеса” приехал приобретать следующий, поскольку в “старом” переполнилась пепельница. Для пресловутого “общества потребления” картинка хоть и гипертрофированная, но вполне характерная. 

В советскую эпоху, которую принято ругать за неэффективную экономику с расточительным расходованием ресурсов, производитель, как правило, не стремился заставлять потребителя как можно чаще покупать новые вещи, предоставляя широкие возможности для ремонта.
К примеру, можно было десятилетиями эксплуатировать неказистый на вид простенький смеситель, изредка меняя стандартные резиновые прокладки, в крайнем случае буксу. Теперь так не пошикуешь: через три-четыре года после покупки красивого блестящего изделия, если оно вдруг начнет капать, найти не то что прокладку, но даже буксу весьма проблематично, а то и невозможно. В торговых точках поясняют, что такие модели уже сняты с производ­ства. И приходится иному потребителю покупать новый смеситель из-за пустяковой неисправности.
Подобный подход производители порой распространяют и на гораздо более сложные товары. Пример из личной практики. После восьми лет эксплуатации внезапно погас экран ноутбука. Специалисты компьютерного сервиса из Чебоксар утверждали, что неисправность несложная, у них даже самые редкие комплектующие добываются за три дня. Однако и за полторы недели не нашли нужный блок и вернули ноутбук. Новочебоксарский мастер подтвердил, что раздобыть такую деталь весьма проблематично, проще купить новый ноутбук.
По словам специалиста, раньше ноутбуки выпускали более качественные, способные работать без сбоев много лет. Современные относительно дешевые и доступные модели через год-два эксплуатации часто выходят из строя. А качественные надежные изделия стоят достаточно дорого.
Несложно подсчитать, что ноутбук за 40 тысяч, который прослужит восемь лет, в конечном итоге обойдется дешевле, чем четыре ноутбука по 15 тысяч, приобретенные за тот же период. Но это уже личный выбор конкретного покупателя.
Довелось недавно читать статью, где утверждается, что массовый современный потребитель – существо недалекое, под влиянием рекламы постоянно приобретающее не самые нужные вещи. Утверждается, что именно в таком и заинтересован производитель. Судя по приведенным примерам, такая точка зрения вполне правдоподобна. Но все-таки хотелось бы жить в эпоху не безумного, а разумного потребления — качественных и долговечных изделий.