Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Образование по принципу “Все включены”

1

1 сентября Президент РФ Дмитрий Медведев посетил московскую школу № 518, примечательную тем, что в ней уже четыре года проводится эксперимент по внедрению инклюзивного образования. Смысл его в том, чтобы дать возможность детям-инвалидам учиться вместе со здоровыми детьми. Такая практика набирает все большую популярность за рубежом. Теперь подобная форма обучения внедряется и в нашей стране.


В школе на 400 детей приходится семнадцать ребят с различными нарушениями здоровья. И для них созданы практически все условия. В ближайшее время подобные школы по­явятся во всех районах столицы. А за ней подтянутся регионы.
В столичных образовательных учреждениях обучается больше 50 тысяч детей с ограниченными возможностями. Раньше большинство из них посещали специальные школы либо обучались на дому. Сейчас 49 проц. ходят в общеобразовательные школы и лишь 35 проц. — в коррекционные. С этого учебного года более ста учебных учреждений города включились в экспериментальный режим интегрированного обучения. И их число будет увеличиваться.
Кроме инклюзивного образования, в нашей стране активно развивается дистанционная форма обучения, когда дети-инвалиды могут получить школьный аттестат через Интернет, выполняя задания и общаясь с преподавателями с помощью всемирной сети. В таком проекте участвует и новочебоксарская школа № 1.
А как происходит реализация программы по развитию образования для детей-инвалидов в регионах России?
Москва. В ближайшее время в Мосгордуме будет рассмотрен закон “Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве”. Нынешнее законодательство гарантирует детям с ограниченными возможностями получение образования только в коррекционных учреждениях. С принятием закона у родителей появится выбор: учиться в спецшколе, на дому либо в общеобразовательном учреждении, приспособленном для совместного обучения больных и здоровых. В инклюзивных классах будет обучаться не больше трех учеников с “особыми нуждами”, а общее число таких учащихся не должно превышать 10 проц. от численности детей в школе.
В Италии около 90 проц. детей с ограниченными возможностями обучаются вместе со здоровыми сверстниками. Причем если в классе есть слабовидящие, другие ученики должны овладеть азами азбуки Брайля, если глухие — одноклассники должны освоить язык жестов. В Канаде дети с ограниченными возможностями ходят в обычные детские сады.
Кроме того, в Москве в этом году впервые разработаны приспособленные для инвалидов кабинки для голосования, изготовлены бюллетени и агитационные материалы с текстом, набранным шрифтом Брайля, видеоматериалы с сурдопереводом. Сделано это для удовлетворения потребностей инвалидов: судя по опросам, они хотят голосовать, как все, на избирательных участках, а не дома.
Коми. В республике со следующего года нач­нется реализация программы дистанционного обучения детей-инвалидов. Поначалу рабочие места, оснащенные компьютерной техникой и выходом в Интернет, получат 50 детей-инвалидов. В дальнейшем планируется развитие программы. Как сообщается, подобная схема обучения позволит каждому участвовать в конкурсах и олимпиадах.
Тамбовская область. На условиях софинансирования в области будет создан Центр ди­станционного образования, благодаря которому смогут обучаться 33 ребенка-инвалида.
Бурятия. Президент — председатель правительства республики Вячеслав Наговицын утвердил положение об организации дистанционного обучения детей-инвалидов в Бурятии. Обучаться по дистанционной форме будут дети-инвалиды, которые учатся на дому по образовательным программам общего образования и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером, а также дети с ограниченными возможностями здоровья, нуждающиеся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Ульяновская область. В регионе 1 октября открылся Центр социокультурной реабилитации инвалидов по слуху. В нем можно будет получить услуги по сурдопереводу, просмотреть видео­фильмы с субтитрами, а также принять участие в различных творческих и спортивных занятиях, концертах и встречах для инвалидов по слуху.
Иваново. В домах четырех учеников Иванов­ского района появились компьютеры. Шестикласс­ники получили возможность продолжать образование, не выходя из дома. Комплекты учебного оборудования переданы в безвозмездное пользование в рамках федеральной целевой программы развития образования. Оплату услуг связи взяла на себя администрация Ивановского района.

Максим ИВАНОВ, по материалам СМИ.