Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Апологет авторской песни

Педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ, автор-исполнитель бардовской песни Николай Абрамов. Фото из архива Николая АбрамоваАпологет авторской песни

Педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ, автор-исполнитель бардовской песни Николай Абрамов. Фото из архива Николая Абрамова


3

Еще два-три десятка лет назад ни один туристический слет или поход, ни один молодежный фестиваль не обходились без гитары и бардовской (авторской) песни. Именно эти зачастую неприхотливые по содержанию самиздатовские произведения создавали особый лирический настрой, атмосферу искренности, сердечности, душевной близости, рождали чувство единения, сопричастности к общему братству.
Свое победное шествие по стране бардовская песня начала еще в 50-е годы прошлого столетия, но пик ее популярности пришелся на 60-80-е. Классиками жанра стали Владимир Высоцкий, Александр Галич, Виктор Берковский, Юрий Визбор, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Суханов, Владимир Ланцберг, Вероника Долина, Александр Дольский... Они не нуждались в представлении, на их концерты валом валил народ.
Под обаяние авторской песни попал и Николай Абрамов, ныне педагог ЦРТДиЮ, обучающий игре на гитаре юное поколение горожан.

— В бардовское движение пришел в 1975 году в Казани, где учился в инженерно-строительном институте (КИСИ). Я уже играл на гитаре, пытался сочинять свои первые песни, принимал участие в студенческих меро­приятиях и входил в состав агитбригады факультета.
Как-то после очередного выступления подошли ребята из комитета комсомола и предложили участвовать в конкурсе самодеятельной песни (КСП). На нем меня представили известным казанским бардам Валерию Бокову и Владимиру Муравьеву, которые стали практически моими отцами на поприще авторской песни.
Они познакомили меня с творчеством очень популярных в то время бардов Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Сергея Никитина. Владимира Высоцкого и Александра Дольского я уже знал сам. Так началось мое увлечение, которое длится почти сорок лет.
— Вам, наверное, посчастливилось стать свидетелем зарождения авторской песни в Новочебоксарске?
— Не могу сказать, что стоял у истоков движения. Я знал людей, которые пели бардовские песни и ездили на Грушинский фестиваль еще в 70-х годах прошлого столетия, но это были единичные случаи, носившие стихийный характер.
Организовала и объединила любителей авторской песни в городе Александра Яшина, которая в 1980 году при ДК “Химик” собрала клуб самодеятельной песни “Шарман”. Туда пригласили и меня. Когда я появился, там уже было пять-шесть человек. Так что 17 мая следующего года мы будем отмечать 35-летие бардовской песни в городе.
В связи с этим событием у меня есть задумка выпустить книгу о развитии бардовского движения в Новочебоксарске. Я собрал огромный объем информации, фотографии, публикации за все годы, нужны только средства на издание. Может, кого-то из читателей “Граней” заинтересует моя идея?
— Кажется, с незапамятных времен исполнители и любители авторской песни мечтали попасть на один из самых раскрученных фестивалей — Всероссийский фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина, или “Грушинку”...
— В разговорах о бардовской песне меня всегда спрашивают о Грушинском фестивале, особенно люди, мало что в этом понимающие. Разочарую: я не очень часто на нем бываю. Ездил четыре раза, впервые еще в 1982 году, последний — лет десять назад.
— Почему?
— На “Грушинке” собирается до 200 тысяч человек и очень много чужих, далеких от бардов­ской песни. Мне там просто тесно.
Охватить фестиваль невозможно. Одновременно работает более десяти сценических площадок, и никогда не попадешь на тех, кого хочешь послушать.
Считаю, бардовский формат должен собирать более узкий круг людей. Тем более несколько лет назад произошел раскол, и проводятся два фестиваля одновременно. Сейчас пытаются их объединить, но окончательно вопрос еще не решен, хотя многие барды, знаю, выступают одновременно в двух лагерях, ведь расстояние между ними всего несколько километров.
— Не кажется ли вам, что популярность авторской песни давно идет на спад, а сама она переживает кризис?
— Я этого не замечаю, хотя слышу: пропал интерес, молодежь не поддер­живает, залы не собираются. Мне же кажется, что дело тут в другом. Просто сейчас все стало доступнее, больше информации, и у людей появился выбор: Интернет, многоканальное телевидение...
А разве другие жанры собирают сейчас полные залы? Проблема их заполняемости, думаю, связана с кризисом экономики. Народ просто не хочет тратить на концерты деньги, имея возможность получить необходимые знания и песни из Интернета.
Бардовских фестивалей меньше не стало, наоборот, их число увеличилось. Появились даже международные слеты бардов, которые проходят в курортный сезон на Кипре, в Израиле, Чехии и других странах.
Я сам ежегодно посещаю не менее пяти фестивалей и недавно вернулся с международного в Моск­ве.
— Согласитесь, сочинение и исполнение авторской песни становятся уделом людей за 40...
— Да, молодежь не очень жалует авторскую песню в ее классиче­ском понимании. Молодые поют не о палатке и костре, они сегодня не в моде, а о сегодняшних проб­лемах.
Бардовская песня переходит в новую стадию развития. Это закономерно, логично, ведь каждое поколение должно петь о своем, насущном. И, наверное, неправильно требовать от молодых исполнения того, что их не трогает, как сейчас говорят, не цепляет. А зацепить могут только истинные ценности, неподвластные времени.
Если говорить о моих учениках, то они с удовольствием поют и “Лесное солнышко”, и “Изгиб гитары желтой”, хотя эти песни написаны 50 лет назад.

 

 

— Как вы, строитель по специальности, вдруг переквалифицировались в преподавателя, обучающего детей игре на гитаре?
— Сразу внесу ясность: никогда не хотел этим заниматься, тем более зарабатывать. Гитара всегда была для меня увлечением. Пятнадцать лет работал в строительстве, еще около десяти на мебельном производстве. Но пришло время, когда оказался там не нужен, а здоровье стало сдавать, длительные командировки давались с трудом. Пришлось заниматься тем, что умею.
Сначала пригласили руководить агитбригадой в школу № 4, а в 1987 году — в комнату школьника в Ельникове учить игре на гитаре. Потом перешел в ДК “Химик” и
Дворец пионеров. И уже занимаюсь обучением 25 лет.
За это время через меня прошло почти полторы тысячи учеников, считайте, каждый сотый житель нашего города.
— Преподавание, тем более в учреждении дополнительного образования, не слишком прибыльное занятие...
— С гитарой дружу с 13 лет, то есть уже 45 лет. Многие считают это увлечение несерьезным, некоторые родственники даже бесполезным, недоходным. В чем-то они правы.
Семью прокормить гитарой невозможно, но не все же деньгами измеряется. Если человек живет творческой жизнью, если творче­ство выливается само собой... Считаю, каждый имеет право заниматься любимым делом, даже если оно не приносит дохода.
Никогда не ставил задачу зарабатывать с помощью гитары. Нести людям добро, самовыражаться — это тоже очень важно. Стать личностью можно, только занимаясь любимым делом. А если за это еще и платят — приятно вдвойне. Так что могу считать себя человеком счаст­ливым.
— Как семья относится к такому альтруизму?
— Мне просто повезло. Мы с женой очень разные люди. Если нас сравнивать, то сравнение будет явно не в мою пользу. Она известный в городе врач, трудоголик, зарабатывает больше меня. Я ее считаю очень доброй и мудрой женщиной.
Супруга тоже любит бардовскую песню, может, поэтому меня и заметила. Она считает, что в семье не должны все быть одинаковыми, а должны дополнять друг друга,  зарабатывать же должен тот, у кого это лучше получается.
Дети, их у нас двое, это тоже поняли и оценили. К тому же оба играют на гитаре, а старшая дочь даже участвует в бардовских фестивалях и совсем недавно победила в Международном фестивале авторской песни “Зеленая карета” в Москве. Так что продолжает традиции отца.
— Складывается впечатление, что вы человек с четкими, выверенными взглядами на жизнь и убеждениями.
— Я всегда стремился говорить в глаза то, что думал, хотя прекрасно понимаю, что правда не всем нравится, и довольно часто страдал от этого, теряя близких, друзей и работу. Но ни о чем не жалею, иначе просто не мог.   
Считаю, иметь такую позицию дано только сильным людям, умеющим держать удар. Но иначе не станешь личностью. Человек должен чувствовать себя на своем месте, только тогда он может быть полезным членом общества.
Творить добро, нести его людям — вот что для меня главное. Свои знания и умения стремлюсь передать ученикам. Не считаю себя педагогом, не занимаюсь воспитанием, я, скорее, наставник. И мне приятно достучаться до сердец молодых. Научить их можно только тогда, когда они тебе поверят.
И пока жив и могу приносить людям пользу, буду заниматься любимым делом, ведь отдавать всегда приятнее, чем получать.

  • Педагог дополнительного образования ЦРТДиЮ, автор-исполнитель бардовской песни Николай Абрамов. Фото из архива Николая Абрамова

Комментарии

Изображение пользователя Горожанка горожанка.

Ага, "Изгиб гитары желтой" они исполняли ансамблем в малом зале ЦРТДиЮ

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Интересно, почему бард говорит, что песня написана 50 лет назад? О.Митяеву, автору, в то время было 8 лет. Источники сообщают, что песня была написана и впервые исполнена Олегом Митяевым в 1978 году.
К слову, "Солнышко лесное" - в 1973 г. (http://visbor.narod.ru/visbor/song/vis218.htm)