Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Небо — их стихия

Пилотажная группа “Стрижи”.   © Фото Анастасии ГригорьевойНебо — их стихия

Пилотажная группа “Стрижи”. © Фото Анастасии Григорьевой

Соло-пилот Дмитрий Селиванов. Небо — их стихия

Соло-пилот Дмитрий Селиванов.


1

Большим событием в жизни республики стало участие легендарной пилотажной группы “Стрижи” в празд­новании Дня города Чебоксары. Спустя 14 лет, после посещения Чувашии не менее знаменитой группы “Русские витязи”, жители столицы и ее гости смогли снова увидеть всю мощь и красоту российской авиационной техники, виртуозов — асов выс­шего пилотажа.

Несмотря на то что это военные боевые машины, доступ к которым регламентирован, дружная команда летчиков и техников “Стрижей” оказалась на редкость открытой и гостеприимной. За те дни, что МиГи-29 базировались в столичном аэропорту, их посмотрели, за штурвалом посидели свыше семи тысяч детей и взрослых. А свидетелями воздушных виражей над чебоксарским заливом стали десятки тысяч человек. Зрители испытали непередаваемые эмоции, гордость за российские вооруженные силы.
А для многих юношей и девушек это событие повлияет и на выбор жизненного пути. В нынешнем году в авиационные училища поступили из Чувашии девять выпускников школ, в 2015-м таковых будет в разы больше, уверены военные.
В понедельник, после воскресного головокружительного выступления, “Стрижи” посетили столичное научно-производственное предприятие “Элара”.
Завод выпускает уникальные навигационные электронные приборы, которыми оснащаются со­временные истребители — и МиГи, и Су. 70 процентов продукции “Элары” — это военные заказы. По словам генерального директора Андрея Углова, инженерно-техниче­ский персонал предприятия сегодня может решить любые поставленные задачи. В настоящее время ведутся разработки систем управления для истребителей нового поколения.
“Прилететь в Чебоксары и не побывать на “Эларе” мы просто не могли, с удовольствием приняли приглашение”, — поделился с нами летчик первого класса, ведущий пилотажной группы “Стрижи” гвардии подполковник Сергей Осяйкин. В цехах эларовцы рукоплескали легендарным пилотам-асам.
Сказать, что эти молодые мужчины в летной форме обычные люди, как-то не получается. То, что они в хорошем смысле слова вытворяли в небе на сверхзвуковых скоростях и при огромных перегрузках, из разряда фантастики.
Заместитель командира группы Сергей Осяйкин служит в Кубинке под Москвой, где базируются и “Стрижи”, и “Русские витязи”, со дня основания пилотажной группы — 1991 года.
— Почему “Стрижи”?
— На самом деле были разные предложения, но летчики первого набора остановили свой выбор на этом названии. Стриж — очень маневренная, шустрая птица, подходит нашим МиГам.
Окраску самолетов — оригинальный бело-синий — тоже придумали летчики. В 2003-м МиГи-29 прошли плановый ремонт и были перекрашены в новый красно-белый цвет с ярко-синим силуэтом стрижа сверху и снизу, буквами “МиГ” на килях.
Группа сначала летала в составе шести истребителей, в последние годы — четырех плюс одиночный пилотаж.
В Кубинке пилотажной подготовкой занимаются давно, с 1938 года. Летчики участвовали в войнах, есть много Героев Советского Союза. Иван Никитович Кожедуб летал в этой части, Василий Сталин здесь служил.
— С “Русскими витязями” “Стрижи” соперники?
— В жизни мы все коллеги, дружим, занимаемся любимым делом. Конечно, в небе стремимся показать что-то свое, конкурируем. Но, думаю, наступит то время, когда в Чебоксарах вместе с “Русскими витязями” мы слетаем в едином строю — пять Су-27 и четыре МиГа-29. В таком составе уже летали.
Уверен, что это нужно показывать, очень важно прежде всего для подрастающего поколения. Чтобы молодежь знала: у России есть самолеты, которыми мы можем гордиться, есть летчики, профессионально на них летающие.
Эларовцы поинтересовались у командира: “А холостые летчики в группе есть?” Ответил соло-летчик Дмитрий Селиванов:
— Когда мы взлетаем с аэродрома в Кубинке, все автоматически становимся холостыми. На самом деле холостяков среди нас нет, у всех крепкий тыл, любящие жены и дети.
— Дмитрий, в вашем выступлении был момент: многотонный самолет застыл на месте как вертолет. Красиво!
— Это особенность наших МиГов-29, их уникальные аэродинамические возможности. На полном форсаже самолет может летать со скоростью даже меньше 100 км/ч.
Сергей Осяйкин: У нас есть такое понятие, как тяговооруженность — это отношение подъемной силы к весу самолета. На наших самолетах она составляет больше единицы. До высоты 1200 метров истребитель может идти с разгоном скорости как ракета.
Действительно, МиГ-29 уникальный самолет, он до сих пор, несмотря на возраст, остается одним из лучших в мире истребителей.
— Сергей Иванович, а в каких городах, кроме Чебоксар, вы еще выступали?
— В нынешнем году это у нас двадцать первый показ. Много летаем, к вам прилетели из Липецка, до этого были в Челябинске, Перми. В год до 50 выступлений.
— И за рубежом тоже?
— С 1991 года пилотажная группа побывала более чем в 35 странах, на крупнейших авиасалонах. Не раз “Стрижи” удостаивались звания “Лучшая пилотажная группа мира”.
— Представьте членов вашей группы.
— Дмитрия Селиванова уже знаете, он соло-пилот. Левый ведомый майор Дмитрий Зубков, правый ведомый — майор Дмитрий Рыжеволов, хвостовой ведомый — майор Денис Кузнецов. Кроме того что сами летают, все ребята занимаются подготовкой молодых летчиков-истребителей.
У Дмитрия Селиванова в роду все летчики: и дед, и отец. Сам он в 2003-м окончил Армавирское выс­шее летное училище. Там же учились Зубков, Рыжеволов, Кузнецов.
— Дмитрий, асами рождаются?
— Не думаю, что кто-то из летчиков называет себя асом, такое не принято в нашей среде. Все зависит от подготовки.
— Сколько нужно тренироваться, чтобы демонстрировать такие фигуры, которые выполняет ваша группа?
— Не один год. Группа имеет большой репертуар фигур высшего пилотажа.
— Дмитрий, как вам такая популярность? Эларовцы руко­плескали и пилотажной группе, и вам лично.
— Не буду скрывать, приятно, к этому никогда нельзя привыкнуть.
— Соло-пилотов отбирают?
— Многое зависит от учителей, они у меня были замечательные и сейчас остаются, тот же Сергей Иванович Осяйкин.
С.Осяйкин: “Стрижи” — большая команда с техниками, пилотами — 45 человек. Вместе с тем мы служим в составе авиационного полка и выполняем боевые задачи: занимаемся огневой, тактической подготовкой, несем боевое дежурство.
Хочу пожелать жителям Чувашии мирного неба, процветания. А столица у вас с высоты очень красивая, впрочем, мы посетили примечательные места города и на земле. Надеюсь, в юбилейные даты республики и Чебоксар прилетим к вам снова.
Во вторник утром пилотажная группа “Стрижи” поднялась в небо и взяла курс на Кубинку. Как и обещали летчики, они выполнили большой круг над Чебоксарами и Новочебоксарском.

Справка

Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владевших техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на самолетах МиГ-29 началось в истребительном авиаполку в Кубинке в середине 80-х, когда самолеты этого типа только осваивались в ВВС.
Первая публичная зарубежная премьера “Стрижей” состоялась в мае 1992 года во Франции на воздушном празднике, посвященном 50-летию эскадрильи “Нормандия — Неман”.
Группа поразила искушенных западных зрителей своим мастерством. Шестерка плотным строем выполнила полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и другие.
Постоянно менялся строй самолетов:  “пеленг” переходил в “конверт”, “крест” — в “пирамиду”, “крыло” — в “звезду”. Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — “тюльпаном”.

  • Пилотажная группа “Стрижи”.   © Фото Анастасии Григорьевой
  • Соло-пилот Дмитрий Селиванов.