Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Не лает, не кусает, а в дом...

Айрат у дверей своего подъезда. © Фото Валерия БаклановаНе лает, не кусает, а в дом... домофон

Айрат у дверей своего подъезда. © Фото Валерия Бакланова


0

Сразу несколько недавних обращений в редакцию “Граней” были связаны с работой домофонов.

Ситуация первая
Жилец дома № 26 по ул. Винокурова Айрат сообщил, что во время сильных морозов домофон, установленный компанией “Комфорт” на двери третьего подъезда, сломался. Когда его починили, случилась другая напасть — ключ перестал срабатывать и впускать жильца в дом. Огорченный читатель позвонил в “Грани”, попросил совета. Рассказал, что в квартире спит ребенок, поэтому звонить домой мужчина не стал. Ждать, пока кто-нибудь войдет или вый­дет из подъезда, холодно (на улице стоял мороз).
К счастью, история окончилась благополучно. Домой горожанин все же попал. В домофонной компании ООО “Комфорт-Сервис” так прокомментировали ситуацию: “К нам жилец данного подъезда не обращался. Сказать, почему его ключ перестал срабатывать, не видя устройства, не получится, поскольку причины могут быть разные. Случается, что при утере электронного ключа люди обращаются за ним не в свою домофонную компанию, а заказывают дубликат где-нибудь на базаре. Хотим предостеречь людей от подобного шага. Во-первых, “базарный” ключ может сам выйти из строя или привести к поломке домофона. Во-вторых, за его работу мы ответственности не несем”.

Ситуация вторая
В редакцию обратились жильцы дома № 31 по ул. Первомайской Владислав Брюханов и Виктор Краснов. Владислав Филиппович так изложил свою версию случившегося: “Домофон в нашем доме установлен уже несколько лет, однако качество обслуживания оставляло желать лучшего. Звонки в квартире не всегда слышны, и такие нарекания не у меня одного. До “Комфорта” дозвониться затруднительно, там на наши жалобы не реагировали, поэтому мы решили заключить договор с другой компанией. Обратились в ООО “Астра”, подписали договор на год обслуживания, заплатили деньги. Было это еще в декабре. А потом домофонное оборудование пропало. Мы написали заявление в полицию о краже. После того как “Комфорт” восстановил систему, решили вернуться обратно в эту фирму и отказаться от услуг “Астры”. Написали соответствующее заявление на имя руководителя последней фирмы. Однако теперь уже до “Астры” не можем дозвониться, чтобы нам вернули деньги...”.
В “Комфорте” своя точка зрения на случившееся. Нам пояснили: “При установке домофона в 2008 году жильцам подъезда было предложено два варианта: выкупить оборудование или заплатить только за работу по проведению домофона. Во втором случае платить нужно было гораздо меньше, но трубки, кабели, переговорное устройство и все остальное оставалось собственностью компании. К пропаже его “Комфорт”, разумеется, отношения не имеет. Подозреваем в нечестной игре конкурентов. Тем не менее оборудование мы восстановили. Считаем, в данный момент ситуация нормализовалась”.
В свою очередь в ООО “Астра” уверены, что данный подъезд по-прежнему обслуживает их организация. Как рассказало руководство домофонной компании, жильцы обратились в “Астру” потому, что домофон данного подъезда никто фактически не обслуживал, во многих квартирах связь не работала. “Астра” заключила соответствующий договор с жильцами каждой из восьми квартир подъезда на основании решения общего собрания жильцов, —
подытожили в фирме. — Перечень работ, входящих в обслуживание системы домофона, отражен в приложении к договору. Свои обязательства “Астра” четко выполняла. Конечно, жильцы могут отказаться от услуг компании, но для этого необходимо коллективное решение. Один или два человека не могут решать за весь подъезд. Более того, с заявлением о расторжении договора из жильцов данного подъезда никто не обращался”.

Ситуация третья
Жалоба на горячий SMS‑номер 8-987-66-8888-0 “Граней” звучала следующим образом: “В первом подъезде дома № 7 по ул. Терешковой уже полгода не работает домофон. Договор на обслуживание заключен с фирмой “Астра”. Там говорят, что не все внесли абонентскую плату. Пусть тогда вернут деньги тем, кто заплатил!”
На эту жалобу в ООО “Астра” сообщили, что речь идет о вандализме: кто-то разломал магнит, который был установлен на двери. Поломки такого рода согласно заключенным договорам устраняются за счет самих жильцов. В данном случае стоимость самого магнита составляет около 1500 рублей и работы — примерно 500 рублей. То есть восстановление домофонной системы будет стоить около 100 рублей с квартиры. В “Астре” готовы пойти на уступку: отремонтировать домофон и установить новый магнит за свой счет при условии, что жильцы погасят долги. Пока лишь жильцы 5 квартир из 20 оплатили услуги домофонной компании за 2011 год.

Комментарий Роспотребнадзора
В 2010-2011 годах территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по ЧР — Чувашии в Новочебоксарске по жалобам потребителей проводились внеплановые проверки домофонных компаний, в том числе ООО “Астра” и “Комфорт”. По их результатам выявлены нарушения прав потребителей. Во-первых, на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой услуге, во-вторых, включение в договоры, которые заключаются с потребителями, условий, ущемляющих установленные законом права потребителя. За это вышеназванные юридические лица и их руководители привлечены к административной ответственности, им выданы предписания, вынесены представления.
Во всех спорных ситуациях гражданам следует руководствоваться договором, заключенным с домофонной компанией, положениями Гражданского кодекса РФ, регламентирующими отношения по договорам подряда и возмездного оказания услуг, Законом “О защите прав потребителей”. В случае неисполнения или ненадлежащего и несвоевременного исполнения домофонной компанией своих договорных обязательств перед потребителями последним следует обратиться в суд. Именно он в случае гражданско-правового спора при невозможности разрешения по обоюдному согласию сторон согласно ч. 1 ст. 11 Гражданского кодекса РФ осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав. При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 56 Гражданско-процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Исковое заявление может быть предъявлено потребителями самостоятельно. При этом они вправе дополнительно привлечь территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по ЧР — Чувашии в Новочебоксарске для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

  • Айрат у дверей своего подъезда. © Фото Валерия Бакланова