Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Научить жить в этом мире

Детский психотерапевт-психиатр  Марина ИльинаНаучить жить в этом мире Мамам и папам

Детский психотерапевт-психиатр  Марина Ильина

Признаки РАС. Инфографика autism-frc.ru.Научить жить в этом мире Мамам и папам

Признаки РАС. Инфографика autism-frc.ru.


0

2 апреля во всем мире отметили День распространения информации о проблеме аутизма. Почему сегодня каждому человеку важно знать об этом заболевании? По данным ВОЗ, один ребенок из 160 детей страдает расстройством аутистического спектра. По некоторым недавним исследованиям, оцениваемые показатели значительно выше.

В Чувашии ежегодно регистрируется от 17 до 20 случаев заболевания детским аутизмом. Какие особенности в поведении ребенка должны насторожить родителей, рассказала детский психотерапевт-психиатр Республиканской психиатрической больницы Марина Ильина.


Не нуждается в других

— Что такое аутизм?

— Детский аутизм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Оно характеризуется выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Ребенок с аутизмом особым образом взаи­модействует с внешним миром. 

По данным статистики, детей с расстройством аутистического спектра (РАС) становится все больше. Поэтому важно рассказывать об этой проблеме, адаптировать детей с особенностями к условиям жизни общества, учить окружающих правилам взаимодействия с людьми с РАС.

— Каковы причины этого заболевания?

— Научные данные позволяют предполагать, что развитию расстройств аутистического спектра способствуют различные факторы, как генетические, так и обусловленные окружающей средой, путем воздей­ствия на развитие мозга на ранних этапах.

— Как можно распознать аутизм у ребенка?

— Признаки заболевания начинают проявляться в возрасте до трех лет. 

Характерными чертами являются задержка или временный регресс в развитии речи и социальных навыков и повторяющиеся стереотипные модели поведения.

Большинство родителей замечают тревожные звоночки, когда ребенок идет в детский сад, то есть когда он попадает в социальную среду. Здесь как раз становятся заметны странности в поведении.

Ребенок с аутизмом не нуждается в других детях, он не умеет играть, как другие ребята. Ему неинтересны яркие игрушки, при этом обычные тарелка, бумажка, веревочка, коробочка могут стать очень любимыми и даже необходимыми предметами.


Найти индивидуальный подход

— Каковы самые яркие проявления РАС у детей?

— Малыш очень замкнут, не реагирует на мимику, слова, прикосновения. Либо наоборот, из-за вторжения в зону комфорта проявляет агрессию, бурную реакцию.

Такой ребенок может чув­ствовать себя совершенно спокойно в одиночестве. Иногда он забивается в угол, долго раскачивается и сидит там, монотонно что-то себе напевая. Если вы попытаетесь поговорить с ним, он на вас не по­смотрит, не будет реагировать на вашу мимику.

Если вы заметили у своего ребенка симптомы РАС, можете обратиться за консультацией к детскому психиатру в Республиканскую психиатрическую больницу самостоятельно или по направлению лечащего врача. И помните, что диагноз “расстройство аутистического спектра”, в том числе “аутизм”, может поставить только психиатр.

— Диагноз “аутизм” связан с умственной отсталостью?

— У ребенка с РАС, как правило, не развита речь. Именно задержка речевого развития может способствовать в дальнейшем развитию умственной отсталости. Уровни умственной деятельности у людей с РАС варьируются от тяжелого нарушения функций до превосходных невербальных когнитивных навыков, то есть не связанных с речью высоких познавательных способностей.

— Как правильно общаться с детьми, которым поставлен такой диагноз?

— С ними надо общаться строго определенным образом. К такому ребенку нужно найти подход. Что кажется простым для нас: попросить воды, поиграть в машинки, сказать “Я люблю тебя, мамочка”, одеться, когда холодно, сидеть за столом во время обеда, — все это сложно дается детям с аутизмом. Отсутствуют или теряются со временем не только навыки общения, но и способность к самообслуживанию. Пока ребенок окончательно не замкнулся, необходимо действовать. 


Задача — раннее выявление

— Как можно помочь ребенку с аутизмом?

— Каждому ребенку подбирается уникальная, индивидуальная программа реабилитации. При действенной терапии снижается частота проявления нежелательного поведения, родители отмечают, что ребенок реагирует на речь, прикосновения, объятия, появляются достижения во взаимодействии с окружающими.

Самой важной задачей является раннее выявление этого расстройства у ребенка. С этой целью приказом Минздрава Чувашии утвержден алгоритм взаимодействия медицинских организаций для помощи детям. Раннее выявление аутизма дает высокую возможность вовремя получить медицинскую помощь. Родители такого малыша смогут обучиться правильному взаимодействию с ребенком, получат ценную информацию о наличии специальных ресурсных центров в Чувашии и других регионах для помощи детям с РАС.

В Центре помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья Минздрава Чувашии работают обученные специалисты, создана сенсорная среда для проведения эффективных реабилитационных мероприятий. Только совместная помощь может способствовать успеху в процессах инклюзии такого ребенка в социальную среду.

Многие родители предпочитают отрицать наличие проблем у ребенка. В этом случае теряется драгоценное время. Ребенок не получает правильной помощи, в результате болезненное поведение может прочно закрепиться, и в последующем потребуется длительный период для переобучения.

— Родители детей с аутизмом тоже нуждаются в помощи, психологической поддержке. Где ее получить?

— Медицинские психологи нашей больницы оказывают психологическую помощь мамам и папам детей с особенностями. Благодаря информационной кампании об аутизме узнают всё больше людей. Растет число общественных организаций, родительских чатов и групп в социальных сетях.

Важно не опускать руки, не падать духом. Во многом от родителей зависит, станет ли их ребенок частью этого мира, самостоятельным человеком.

Родители детей с РАС всегда могут обратиться за психологической помощью к специалистам психиатрической больницы по телефону доверия 8-800-100-49-94 либо записаться на прием по телефону 58-53-41.


Детский психотерапевт-психиатр Марина Ильина: 

— Каждый ребенок с аутизмом особенный и требует индивидуального подхода. Реабилитация таких детей проводится комплексно. Родителям важно не упустить момент, как можно раньше начать его социализацию, адаптацию, занятия с психологом, дефектологом, логопедом.


Личный опыт

Любовь Корчакова, мама ребенка с аутизмом: 

— Когда узнала о диагнозе, мне было очень тяжело. Постепенно, конечно, я приняла ситуацию. В то время еще было доступно не так много информации. Сейчас моему сыну 11 лет, он пошел в первый класс в коррекционную школу, а шесть лет назад даже за столом не сидел. Потихоньку, маленькими шажками мы учимся взаимодействовать с миром, занимаемся вместе с кураторами. Но малыши очень по-разному развиваются. Всем родителям детей с аутизмом я хочу сказать, что вы не одни. У нас есть ассоциация родителей детей с РАС, где мы постоянно общаемся и поддерживаем друг друга, дружим, ездим в гости в другие города, обмениваемся контактами. Это наши дети, несмотря на свои особенности, они замечательные. Их надо также любить и принимать.


Исследование

ВЦИОМ и фонд “Обнаженные сердца” провели совместное исследование о представлениях россиян об аутизме. Опрос выявил наличие социальной дистанции относительно людей с аутизмом. Преобладает мнение о неготовности взаимодействия общества с людьми с этой особенностью развития во всех тестируемых ситуациях: в рамках школьного класса (63% не готовы, 25% готовы), группы детского сада (58% не готовы, 28% готовы), рабочего коллектива (51% не готовы, 32% готовы), нахождения на детской площадке (46% не готовы, 41% готов).



  • Детский психотерапевт-психиатр  Марина Ильина
  • Признаки РАС. Инфографика autism-frc.ru.