Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Народов много — страна одна!

bde38b566e70a3c2101786d1076e43629c9de592.jpgНародов много — страна одна! Большой этнографический диктант

bde38b566e70a3c2101786d1076e43629c9de592.jpg

Хлебная лопата — символ власти хозяйки в русской крестьянской семье.Народов много — страна одна! Большой этнографический диктант

Хлебная лопата — символ власти хозяйки в русской крестьянской семье.

Владимир Санги — основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка. Он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова Сахалин.Народов много — страна одна! Большой этнографический диктант

Владимир Санги — основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка. Он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова Сахалин.

Пянсе — блюдо из дрожжевого рисового теста и начинки из острой квашеной капусты с мясом и специями. Готовится на пару. Представлено как симбиоз корейской и русской традиционной кухни.Народов много — страна одна! Большой этнографический диктант

Пянсе — блюдо из дрожжевого рисового теста и начинки из острой квашеной капусты с мясом и специями. Готовится на пару. Представлено как симбиоз корейской и русской традиционной кухни.

Бурка — элемент традиционного костюма народов Сибири и Кавказа.Народов много — страна одна! Большой этнографический диктант

Бурка — элемент традиционного костюма народов Сибири и Кавказа.


0

Проведение “Большого этнографического диктанта” ко Дню народного единства стало уже традиционным. Проект был запущен в 2016 году, в этом году акция проходила в шестой раз. В период с 3 по 7 ноября любой желающий мог принять участие в диктанте, зайдя на официальный сайт и ответив на вопросы в режиме онлайн. В этом году впервые задания были опубликованы на 4 языках: русском, английском, испанском и китайском.

По завершении теста каждый участник получил электронный сертификат с результатами. Для меня стало приятной неожиданностью, что удалось набрать 79 баллов из 100 максимальных. Также по итогам диктанта можно было ознакомиться с правильными ответами с исторической справкой и ссылками на источники. Фактически я ответила правильно на 23 вопроса, а практически — на 21, так как два ответа мне удалось просто угадать. О чем же спросили участников? Давайте разбираться вместе.

Логика

Интересное наблюдение. Отвечая на большинство вопросов, я полагалась на логику. И это дало свой результат. Например, на вопрос про традиционную башкирскую свадьбу я ответила, что невесту встречают с медом и маслом. Так как предположила, что данные продукты могут символизировать “сладкую и гладкую” жизнь. Вспомнилось выражение “как по маслу”.

“Собираясь в гости, у крым­ских татар принято брать с собой пачку кофе” — написано в другом задании. Логично по­считать, что этот напиток является у них символом госте­приимства. Что должен сделать хозяин? “Сварить для гостя кофе” — самый подходящий ответ из предложенных четырех.

Можно догадаться, что за “гигантское животное с большими рогами, которое живет под землей или под водой”, согласно мифам народов Севера и Сибири, погибает, очутившись на поверхности. Скорее всего, это мамонт, рассудила я. При обдумывании ответа на другой вопрос “Что является символом власти хозяйки в русской кресть­янской семье” я рассудила, что им вполне может быть хлебная лопата. Или еще: “Что должен снять с себя мужчина, прежде чем пригласить на танец девушку?” Мой выбор: “шашку”, то есть оружие.

Какая традиция кавказского народа отражена в пословице “Когда приходишь к скотине, даже она встает”? Конечно же, вставать при приветствии. Вспомним еще правило в школе вставать из-за парт, когда в класс заходит учитель. Так мы проявляем уважение к человеку.

Опыт

На некоторые вопросы ответы можно было дать исходя из собственного опыта. Я уверена, что все, кто принял участие в переписи населения, сразу же ответили, что в переписном листе отсутствует графа “религиозная принадлежность”.

Имя Владимира Санги и ост­рова Сахалин у меня было на слуху. Хотя я и не помню, где, когда и в каких обстоятельствах я познакомилась с биографией этого писателя, на вопрос ответила правильно.

Однако оказалось, что полагаться только на свой опыт — плохая идея. Допускала ошибки. Посчитала, что в рощах Удмуртии нельзя рубить деревья и собирать грибы и ягоды, так как они являются музеями-заповедниками. Как оказалось, причина в другом. Эти рощи — места народных молений.

У нас руны — это символы, которые раньше использовались в письменности. Для меня стало открытием, что в Карелии рунами называют эпические песни.

Я посчитала, что составители теста решили схитрить и придумали созвучные “небылице” названия: небывальщина, быличка и видальщина. Впервые я узнала о таком жанре устного народного творчества, как быличка.

Интуиция

Полагаться на интуицию следовало меньше всего. Она помогла мне лишь в половине случаев. Когда название носителей культуры “поморы” мне показалось близким к слову “море” (ведь она сложилась на берегах Белого и Баренцева морей, связана с мореходством). И когда из четырех названий одежды и обуви народов Сибири и Кавказа мне приглянулась “бурка”.

Знание

Так как общие вопросы по­священы народам России, в большинстве случаев, незнакомых мне, то рассчитывать на знания особо не приходилось. Но на 5 вопросов из 20 я знала ответы и была в них уверена. Это обычай скрывать свои волосы от посторонних мужчин после замужества. Это административно-территориальное устройство страны. Я знала, что по Конституции каждый человек может определять свою нацио­нальность по своему усмотрению. Знала, что шурином называют брата жены. Благодаря парам Мировой художественной культуры (МХК) дала верное определение термину “этнофутуризм”

Во второй части диктанта приходилось больше полагаться на свои знания. Вспомнила интересные лекции по истории и “страшные” практические занятия по культуре Чувашии, как гонял нас преподаватель Сергей Кодыбайкин и придирался к каждой мелочи. И все-таки не случайно я тогда пятерку получила. На шесть вопросов из десяти ответила правильно исключительно благодаря университетским знаниям. Спасибо вам, Сергей Николаевич!

Еще на один вопрос смогла ответить благодаря модулю “Чувашская литература” в школе. С одноклассницами мы делали проект и рассказывали об обычае общинной жизни — ниме.

Итог

Получился очень интересный результат. В пропорциональном соотношении на общие вопросы я ответила лучше, чем на региональные. Однако это совсем не значит, что о российских народах я знаю больше, чем о своем. Так как при ответах на регио­нальную часть я опиралась на свои знания, а в общих вопросах в первую очередь — на логику и интуицию.

Тем не менее, после прохождения этнографического диктанта мне захотелось ликвидировать пробелы в знаниях культуры родного края, а также появился интерес к народному творчеству других народов России.

Международная просветительская акция “Большой этнографический диктант” была придумана не для того, чтобы проверять знания. “Наша задача заключается в том, чтобы после этой акции у жителей России появилось желание изучать свои корни, традиции своих предков, узнавать больше о тех, кто живет рядом. Потому что знание является основой для взаимного уважения и согласия между людьми разных национальностей”, — считает руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

Школа № 2 Новочебоксарска каждый год активно принимает участие в этнографическом диктанте. Поэтому среди преподавателей  много тех, кто набрал 90 и больше баллов. Среди отличников и директор школы Людмила ОХОТНИКОВА: “Я удивилась, когда увидела результат — 96 баллов! Для меня общие вопросы оказались более сложными, там даже слова встречались трудночитаемые. Необходимо было показать уровень эрудиции и широкий кругозор. Вторая часть оказалась проще, потому что касается нашей республики, наших традиций и праздников. У нас в школе по­пробовали свои силы в написании диктанта 25 учителей”.

Дания МИНАЧЕТДИНОВА, учитель биологии: “Мне по­нравились вопросы о народах Поволжья и о национальных блюдах. Допустила только одну ошибку. Считаю это хорошим результатом. Секрет не только в хорошем образовании. Мне интересен мир, в котором я живу. Регулярно слушаю новостные программы соседних республик. А по воскресеньям включаю радиопередачу “Между Волгой и Уралом”.

Оксана ИЛЬИНА, учитель чувашского языка, классный руководитель 4 класса: “Мы давали информацию о диктанте в чатах. Родители заинтересовались и подключили своих детей. 21 учащийся из моего класса принял участие. Дети признались, что отвечать на вопросы им помогло знание нашего города и родного края. Например, был вопрос про богатыря Улыпа. Они вспомнили, что в городе у нас есть такой памятник”.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Вопросы региональной части

“Большого этнографического диктанта-2021”

1) Главный день недели чувашей до принятия христианства, день отдыха —

  • Юн кун (среда)
  • Вырсарни кун (воскресенье)
  • Эрне кун (пятница)
  • Шӑмат кун (суббота)

2) Назовите имя выдающегося тюрколога и чувашеведа, внесшего значительный вклад в изучение чувашского языка и проблем этногенеза чувашей, автора 17-томного “Словаря чувашского языка”:

  • Михаил Федотов
  • Василий Радлов
  • Василий Егоров
  • Николай Ашмарин

3) Согласно традиционным религиозно-мифологическим представлениям чувашей, это злой дух, который нападает на людей во время сна, душит и вызывает у них различные болезни; ненасытное существо, проглатывающее солнце и луну

  • Киремет
  • Йӗрӗх
  • Вупӑр
  • Эсрель

4) В состав какой языковой семьи входят языки тюркоязычных народов Среднего Поволжья (чувашский, татарский и башкирский)?

  • Индоевропейской
  • Уральской
  • Сино-Тибетской
  • Алтайской

5) Назовите одного из основных персонажей чувашского устно-поэтического творчества, мифического героя, исполина и богатыря.

  • Чике старик
  • Сармандей
  • Улӑп
  • Иван-паттӑр

6) Правитель Волжской Булгарии (895–925 гг.), сын Шилки, объединитель болгаро-суварских племен и создатель единого государства в Среднем Поволжье, куда вошли и финно-угорские племена.

  • Аспарух
  • Кубрат
  • Алмуш
  • Батбай

7) Чувашская традиция, обычай общинной жизни, форма коллективного безвозмездного труда в интересах селения или отдельных односельчан.

  • Ҫимӗк
  • Туй
  • Тухья
  • Ниме

8) Традиционные праздничные блюда чувашей

  • Хуплу, шӑрттан
  • Сокта, коман-мелна
  • Перепеч, пельнянь
  • Эчпочмак, кыстыбый

9) Головной убор замужней женщины-чувашки, имеющий вид открытой шапочки, с пришитыми горизонтальными рядами мелких монет и бисера.

  • Калпак
  • Хушпу
  • Сурпан
  • Тухья

10) Как назывался традиционный весенний очистительный обряд, во время которого низовые чуваши изгоняли злых духов и болезней, ударяя прутом или соломенной нагайкой людей, дома, одежду и утварь?

  • Сӗрен
  • Ҫӑварни
  • Юпа
  • Ҫимӗк

Ответы читайте в следующем номере.

Екатерина ШВАРГИНА
  • bde38b566e70a3c2101786d1076e43629c9de592.jpg
  • Хлебная лопата — символ власти хозяйки в русской крестьянской семье.
  • Владимир Санги — основатель нивхской литературы, автор учебников нивхского языка. Он описал легенды, мифы, обычаи своего народа и красоту родного острова Сахалин.
  • Пянсе — блюдо из дрожжевого рисового теста и начинки из острой квашеной капусты с мясом и специями. Готовится на пару. Представлено как симбиоз корейской и русской традиционной кухни.
  • Бурка — элемент традиционного костюма народов Сибири и Кавказа.