Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Музей — это доказательства истории

Валентин Николаев, заведующий отделом археологии и истории края Новочебоксарского историко-художественного музейного комплекса. Фото Валерия БАКЛАНОВАМузей —  это доказательства истории

Валентин Николаев, заведующий отделом археологии и истории края Новочебоксарского историко-художественного музейного комплекса. Фото Валерия БАКЛАНОВА


3

В музее краеведения и истории Новочебоксарска существует отдел археологии и истории края. Его уже более года возглавляет выпускник историче­ского факультета Чувашского госпедуниверситета, участник археологических экспедиций Валентин Николаев, до этого пять лет проработавший в Чувашском национальном музее.
Занимается Валентин Михайлович преимущественно поиском и сбором материалов, связанных с историей деревень, на месте которых возведен Новочебоксарск, с прошлым и настоящим самого города.

— Какими путями попадают к вам экспонаты?
— Разными. Что-то приносят горожане, причем самые разные предметы. Это может быть фотоаппарат, семейные фотографии или просто какие-то личные вещи. Что-то мы сами находим на улице, ведь пройти мимо некоторых будущих экспонатов было бы большим преступлением. Самая последняя находка — шинковка для капусты второй половины ХХ века.
Люди выкидывают ставшие им не нужными ценные вещи по незнанию либо не видят в них ценности. Думают: это никому не нужно, неинтересно. А пройдет лет 10-15, и мы с горечью поймем, что чего-то уже нет и невозможно найти нигде.
Большую помощь в пополнении музейной коллекции нам оказывает директор филиала комплексной изыскательской экспедиции № 45 Сергей Петрович Егоров. Благодаря ему мы смогли ознакомиться с удивительным архивом.
По документам и каталогам, которые сегодня нигде не найдешь, можно восстановить чуть ли не всю историю города: каким он должен был быть, каким стал, какие работы велись на тех или иных объектах. Например, как строились дома, больницы, предприятия, какое оборудование предполагалось закупить для Чебоксарской ГЭС...
Заметил: чем больше работаешь в архивах, на различных складах, тем больше понимаешь, насколько наша страна была богата и сколько всего еще хранится в амбарах, складах, запасниках.
Парадокс в том, что про музей не то чтобы не знают, очень часто ставят в упрек: у вас этого нет, того. Но, извините, музей очень молодой, создан в 2009 году. Мы пока занимаемся первичным сбором материалов и не можем выставить на суд общественности историю деревень, находившихся на месте нынешнего Новочебоксарска, историю самого города. У нас просто нет соответствующих знаний.
Но каждый житель Новочебоксарска может внести свою лепту. Причем нам интересно практически все, в том числе, например, история детских садов.
— А что бы хотели иметь в своем распоряжении непременно?
— Чего только мы не хотим! Например, первый ордер на квартиру, выданный в Новочебоксарске. Но те вещи, которые находим на улицах, к Новочебоксарску имеют все-таки опосредованное отношение. Ту же самую шинковку или стиральную доску можно отыскать в любом уголке страны. Но мы прежде всего музей крае­ведения и истории города и должны делать акцент на Новочебоксарске, потому что он удивительный, уникальный.
— И в чем музейщики видят его уникальность?
— В том, что таких городов мало не только в Чувашии, но и в стране. Уникально то, что он строился на глазах людей, продолжающих жить в городе. Живы люди из деревень, стоявших здесь задолго до самого города, а в каждом населенном пункте есть свои легенды, традиции.
Старожилы хранят в памяти события, которые не знают младшие поколения, в том числе и работники музея. Но у музейщиков есть возможность практически задокументировать историю Новочебоксарска. Ее еще можно успеть сохранить, ведь даже через десяток лет многое потеряем безвозвратно.
Мы не до всех дошли и не всех опросили. Времени не хватает. Если кто-то захочет рассказать историю о городе, деревнях, будем безмерно рады. Я всегда говорю: “Музей — это общенародное дело”. Не получится построить его группе людей, которые варятся в собственном соку.
Надеяться на то, что музейные сотрудники сами до всех дойдут, бесполезно, потому что, во-первых, мы не все знаем, во-вторых, опыта жизненного у нас не так много. А вот исследовать, сохранить, показать — основные задачи музея.
К сожалению, люди умирают. И очень обидно, когда узнаешь, что человек несколько месяцев назад еще был жив, а ты его не расспросил, не успел записать. Горько, что вместе с ним исчез целый пласт прошлого, что для музея и истории потеряны события и люди, которых он знал и которые многое могли бы рассказать.
— Сколько экспонатов уже собрано?
— Сложный вопрос. На мой взгляд, имеющиеся, конечно же, отражают историю города, но конкретных экспонатов, например, связанных с кинотеатром “Заря” или первой танцевальной площадкой, первой больницей, к сожалению, у нас очень мало.
Мы пытаемся устранить  пробел, обращаемся в различные организации. Недавно общались с Львом Ивановичем Карлинским — первым директором электросетей. И теперь разрабатываем направление “История электросетей Новочебоксарска”, хотим показать, как менялось освещение улиц города.
Но сразу за все взяться невозможно. Очень надеемся на помощь учащихся города. У них проходят различные конференции, они готовят доклады. Даже никому не известный школьник-исследователь может рассказать намного лучше о какой-то части истории города, чем мы, музейные работники.
Например, Глеб Оргеев из лицея № 18 написал работу “Герои Чернобыля в летописи Новочебоксарска”, по­священную истории участников ликвидации послед­ствий чернобыльской ката­строфы. У нас такого материла не было. Доклад нам очень полезен и нужен.
Музей — это не то место, куда свезли хлам времен, помыли его, почистили, выставили на обозрение, и вот все ходят, охают, ахают, вспоминают детство. Музей прежде всего нить, которая связывает нас с прошлым, музей — это доказательства истории, коллекция крупинок прошлого. Мы можем попытаться прикоснуться к тому времени, в котором жили наши родители, деды, прадеды.
— А что это за история, связанная с кораблем, носящим имя нашего города?
— В 1979 году в рыболовном флоте Советского Союза появился новый корабль “Новочебоксарск”, построенный на верфях в Штральзунде (Германия). Это рыболовный траулер типа “Прометей” проекта Атлантик 464, ходивший в Норвежском и Северном морях. В 2008 году он был исключен из реестра судов. В музее Шетландских островов есть несколько фотографий корабля.
Надеемся, что, когда нач­нем делать соответствующий раздел постоянно дей­ствующей экспозиции, у нас будут и материал, и экспонаты о нем. Мечтаем воссоздать капитанскую рубку траулера. А недавно появился новый экспонат — радиостанция “Кама-Р” корабля, который ходил по Волге.
— Об интересном прошлом города свидетель­ствуют, наверное, и слухи?
— Да, циркулирует такой слух, что в Новочебоксар­ске была большая коллекция кинохроники, связанная со строительством города, историей его создания. И якобы всю ее смыли на серебро, то есть просто уничтожили. Подтверждения факту не нашли, но и отрицать его огульно пока невозможно.
Мы начинаем работать с недокументированными источниками и лишь потом находим подтверждение в документах или свидетель­ствах людей. В основе же лежат чьи-то слова.
В нашем музее, наверное, хорошо бы смотрелась кинокартина первого чувашского кинорежиссера Максимова-Кошкинского “Вихрь на Волге”, ведь, по воспоминаниям его жены Тани Юн, этот фильм снимали в Иванове.
А в картотеке архива гуманитарного института обнаружили очень интересную запись о том, что в Юраково приезжала группа для отбора массовки. Эти факты говорят о том, что на заре становления чувашского кино территория нынешнего Новочебоксарска была одной из площадок, где снимались первые фильмы.
— У Юрия Нагибина есть такие слова: “Музей — это любовь на всю жизнь”. Они имеют к вам отношение?
— По большому счету, да. Я с трудом представляю для себя какую-либо другую деятельность, кроме музейной. Понимаю, какой огромный пласт знаний нужно успеть поднять, о чем рассказать и кого надо успеть застать.
— Среди музейщиков Чувашии сыщешь немного мужчин...
— Музейное дело считается немужским из-за зар­платы. Да и работа в жен­ском коллективе имеет свою специфику. А по сути неважно, кто специалист — мужчина или женщина, сколько ему лет, какого цвета его кожа, каков он дома, самое главное, что он может в музейной работе, что может предложить, сделать.
К тому же музейным работником становишься не сразу, в день приема на работу, а по прошествии какого-то времени, когда начинаешь понимать, насколько важен музейный предмет в истории республики, страны и всей жизни в целом и как ответственна твоя работа для грядущего.
— А материальная составляющая?
— Желание зарабатывать много — правильное. Вопрос вот в чем: заниматься нелюбимой работой за большие деньги или любимой, но за небольшие? Во втором случае ты будешь в ладу с собой, своей совестью, душой. В конечном счете каждый решает сам. А возможностей заработать в музейном деле тоже довольно много, для этого существуют различные гранты, выставки.
— Жена вашу точку зрения разделяет?
— Она говорит: “Самое главное, что тебе нравится”.
Мы не знаем, что с нами произойдет через час, день, неделю, месяц. Очень может быть, что через какое-то время я изменю свою точку зрения. В мире постоянного нет, все относительно.

  • Валентин Николаев, заведующий отделом археологии и истории края Новочебоксарского историко-художественного музейного комплекса. Фото Валерия БАКЛАНОВА

Комментарии

Изображение пользователя Анастасия_32.

Хорошая статья! Спасибо музею за его работу!