Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Могущественный, как солнце

Общее построение. Фото из личного архива автора Могущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

Общее построение. Фото из личного архива автора

На переговорах. Могущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

На переговорах.

Посадка на палубуМогущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

Посадка на палубу

Велопрогулка на палубе авианосца.Могущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

Велопрогулка на палубе авианосца.

avianosietsDSC00177.JPGМогущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

avianosietsDSC00177.JPG

avianosietsDSC00314.JPGМогущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

avianosietsDSC00314.JPG

Vielo_na_fonie_viertolieta.JPGМогущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

Vielo_na_fonie_viertolieta.JPG

Na_fonie_vzlietnoi_polosy_nos_avianostsa.JPGМогущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

Na_fonie_vzlietnoi_polosy_nos_avianostsa.JPG

Platonov_na_mostikie_avianostsa.JPGМогущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

Platonov_na_mostikie_avianostsa.JPG

Postroieniie_na_palubie_65_lietiie_niezavisimosti_Indii.JPGМогущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

Postroieniie_na_palubie_65_lietiie_niezavisimosti_Indii.JPG

Posadka_viertolieta_na_palubu.JPGМогущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

Posadka_viertolieta_na_palubu.JPG

Posadka_istriebitielia_na_palubu.JPGМогущественный, как солнце авианосец “Адмирал Горшков” авианосец Викрамадитья Vikramaditya

Posadka_istriebitielia_na_palubu.JPG


1

 Очерки переводчика о ходовых испытаниях авианосца “Викрамадитья”.

Переводчик из Новочебоксарска, известный еще как популяризатор велосипедного движения в Чувашии, основатель клуба “Солнце на спицах” Вячеслав Платонов четыре месяца провел в Баренцевом море на ходовых испытаниях индий­ского авианосца. Сегодня он рассказывает о своих впечатлениях.

Команде вставать. Койки заправить
...6.30 утра. По внутренней громкой связи корабля призывно звучит горн побудки, после чего вахтенный офицер объявляет: “Команде вставать. Койки заправить”. Через некоторое время он сообщает о месте нахождения корабля в море (широта, долгота, курс движения), о погоде, важнейших исторических событиях, произошедших в этот день на флоте. Далее от имени командования корабля и личного состава следуют слова поздравления именинникам с днем рождения, ставятся общие задачи на предстоящий день.
Все это звучит по-военному сухо, кратко, без лишних эмоций. До поднятия флага остаются полтора часа. За это время всем надо проснуться, сделать зарядку, умыться, позавтракать и подготовиться к большому сбору, где все получают конкретные задания. В 9 утра общее построение на просторной верхней палубе или в обширном ангаре — места хватает как российскому и индийскому экипажам, так и сдаточной команде корабля.
Наряду с несением вахты на корабле ведется обучение индий­ского экипажа под руководством российских специалистов и с помощью группы переводчиков, используя английский и русский языки, а иногда и более универсальный — язык жестов.
Корабль длиной около 300 м и шириной около 60 м имеет полное водоизмещение 45400 тонн, а его высота до верхней точки (антенны РЛС) около 60 м. Летчики самолетов МиГ-29К, настоящие асы своего дела, способны взлететь с палубы с дистанции разбега от 125 до 195 м, в зависимости от стартовой позиции, а посадить его на полосе длиной около 198 м при помощи аэрофинишеров (тросов) для торможения, при этом скорость самолета относительно палубы составляет 240 км/ч, а длина тормозного пути от точки зацепления гаком всего лишь 90 м. В качестве вооружения авианосец может нести до 24 истребителей МиГ-29К и шести вертолетов, размещаемых на палубе и в ангаре, а наряду с авиационным во­оружением, хранимым в специально оборудованных погребах, имеется также и обычное оружие. Численность команды 1400 человек.

“Адмирал Горшков” стал “Викрамадитья”

В 1999 году был подписан российско-индийский контракт о продаже Индии авианосного крейсера “Адмирал Горшков”, но при условии полной реконструкции и переделки в полноценный авианосец. Тогда же было решено его переименовать: название “Викрамадитья” (Vikramaditya) означает “Могуще­ственный, как солнце”, это было сделано в знак уважения к знаменитой династии правителей Индии, к отцам нации.

В Северодвинске на судоверфи ПО “Севмаш”, кузнице подводных лодок, основные работы по переоснащению корабля начались в конце 2005-го, а через три года он уже был спущен на воду. Потом проведены различные испытания. В феврале 2012 года началось заселение корабля российским экипажем под командованием капитана первого ранга Игоря Рябко. Вскоре прибыла и индийская команда под командованием капитана первого ранга Сураджа Бери, все члены экипажа прошли трехмесячный курс обучения по системам корабля в российских военных вузах.

8 июня авианосец вышел в Баренцево море на ходовые испытания. Четыре месяца на борту шла напряженная работа, с 6.30 и до спуска флага в 22.00, не считая одного выходного дня — воскресенья, когда можно перевести дух, по­звонить домой или сходить на берег, правда, это возможно только на стоянке авианосца на рейде Североморска. 
Индусы полны решимости “полазить” по всем отсекам корабля вдоль и поперек (всего здесь 2400 помещений). Они готовы изучить каждую систему и все оборудование досконально, начиная с киля и заканчивая самой верхней его точкой.

Командир индийского экипажа Сурадж Бери
Всегда интересно наблюдать за утренним общим построением в ангаре, когда командир индий­ского экипажа Сурадж Бери принимает рапорт от подчиненных. Это происходит в стороне от нас, преподавателей и переводчиков, ожидающих свои группы, но по лицам индийских моряков можно прочитать: он им  как отец родной, несмотря на серьезное выражение лица и строгость во взгляде. Нам нравится, как экипаж исполняет национальный гимн Индии, обычно в понедельник, а в остальные дни недели они читают слова молитвы об успехе дня, причем каждое утро произносятся разные по содержанию тексты.  
За эти месяцы совместного хождения по морю мы привыкли друг к другу и подружились, переводчики постепенно освоили всю эту мудреную корабельную терминологию, особенно множество сокращений на русском и англий­ском языках, например, МКО (машинно-котельное отделение) или ГКП БИЦ (боевой информационный центр главного командного пункта), которые позволяют быстрее донести смысл сказанного. В течение нескольких часов преподавателю через переводчика приходится отвечать на множество вопросов: что? почему? и как? И до тех пор, пока все не станет ясно с той или иной корабельной системой или механизмами.

65-летие независимости Индии
Запомнилось празднование 65-летия независимости Индии на борту авианосца. В 8 утра на полетной палубе состоялось общее по­строение двух боевых экипажей в праздничном обмундировании и при всех регалиях, чтобы под гимны двух стран поднять государ­ственные флаги и флаги расцвечивания. Командиры экипажей приняли рапорты от своих заместителей и выступили с привет­ственной речью по случаю большого празд­ника индийского народа. Потом было совместное фотографирование  на память.

Прибыл заместитель командующего Краснознаменным Северным флотом вице-адмирал Александр Витко. Командира Сураджа Бери слушали все, затаив дыхание: это была речь умудренного жизнью человека, государственного мужа, облеченного высокой властью над своими подчиненными, но в то же время взявшего на себя ответственность за их благополучие, здоровье и жизнь, чтобы сплотить их в одну семью и чтобы его экипаж мог выполнить любую боевую задачу по защите рубежей своей родины. Разумеется, он говорил также и о дружбе и сотрудничестве между нашими народами, о трудных временах для Индии, когда Советский Союз, а потом и Россия приходили на помощь своему соседу.

Вице-адмирал Александр Витко поблагодарил всех присутствовавших за их самоотверженный труд на борту авианосца и выразил надежду, что все поставленные перед ними задачи будут выполнены.

Индусы поют “Калинку”
На большом экране презентация об истории и культуре Индии, достижениях в различных областях науки и техники, всемирно известных ученых, оставивших свой след в развитии человече­ства.
Далее в программе индийские и русские песни и танцы, в том числе и под гитару, исполненные трио гитаристов из россий­ского экипажа, а под занавес вечера — популярная среди иностранцев песня “Калинка”, спетая индусами под бурные аплодисменты зрителей. Надо видеть лица и глаза исполнителей: вдохновение и душевная теплота, любовь к России сквозили в каждой строке песни. Неудивительно, что они так охотно изучают русский язык. Приходилось не раз убеждаться, что многие из членов индийского экипажа понимают язык Пушкина, а некоторые уже довольно хорошо владеют им.

МиГи-29: мягкая посадка
Природа здесь впечатляет. Особенно зрелищно, когда авианосец находится не очень далеко от берега, немного штормит и судно покачивает, верхушки сопок вдали по­крыты облаками, восходит солнце, а ты стоишь на ходовом мостике и любуешься всей этой красотой.
А если еще в это время из-за облаков вдруг выныривает МиГ-29К и начинает снижаться в направлении корабля для посадки на его палубу в лучах восходящего солнца, то это просто сюжет из фантастического фильма: как будто огромная хищная птица, расправив свои крылья и вытянув клюв, собирается напасть на морское чудовище с многочисленными щупальцами-антеннами.
И вот наконец касание шасси о палубу, через считанные метры зацепление гаком за аэрофинишеры и остановка самолета в заданной точке: при всем желании трудно назвать это мягкой посадкой, выдержкой и мастер­ством пилотов можно только восхищаться. По программе полетов таких посадок должно быть сотни.

Крутил педали по авианосцу
А в свободное от вахты, работы и занятий время многие занимаются спортом, бегают по периметру ангара и палубы, ходят в спорт­зал. К сожалению, места там для всех не хватает. У меня в походе с собой был внедорожник, и я накручивал на нем круги по авианосцу. Будучи одним из организаторов велосипедного движения Чувашии “Солнце на спицах” и понимая важность повышения боеспособности экипажа, я предложил командованию авианосца поставить велосипедные тренажеры в отдель­ном помещении. Предложение было принято.

  • Общее построение. Фото из личного архива автора
  • На переговорах.
  • Посадка на палубу
  • Велопрогулка на палубе авианосца.
  • avianosietsDSC00177.JPG
  • avianosietsDSC00314.JPG
  • Vielo_na_fonie_viertolieta.JPG
  • Na_fonie_vzlietnoi_polosy_nos_avianostsa.JPG
  • Platonov_na_mostikie_avianostsa.JPG
  • Postroieniie_na_palubie_65_lietiie_niezavisimosti_Indii.JPG
  • Posadka_viertolieta_na_palubu.JPG
  • Posadka_istriebitielia_na_palubu.JPG

Комментарии

Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Интересная публикация. Сам обслуживал МиГ-29 - знаю, серьезная матчасть. Но - "блошки", "блошки"... “Адмирал Горшков” стал “Викрамадитья”... С какой стати? "Викрамадитьей" он стал! И да будет известно автору: индус - это последователь индуизма; а житель Индии - индиец. Это не синонимы. Строго говоря, индиец не обязательно индус; он может быть и буддистом, и христианином, и мусульманином... P.S. Н.Дубов, "Колесо Фортуны" (диалог короля и графа Сен-Жермена): "- А вы, я вижу, остаетесь верны себе - закалены, как истый спартанец, неизменный простой кафтан и все то же странное кольцо? - Да, ваше величество. - Вы как-то говорили, кто вам его подарил, но я запамятовал. - Чандрагупта Викрамадитья, глава великой империи Гупта. - Почему я о нем ничего не знаю? Где это? - В Индии, ваше величество. ..... - Чанда... Нет, произнести это немыслимо! Если он был таким великим правителем, как вы говорите, ему следовало выбрать другое имя. Такое потомки непременно забудут или переврут, и он перестанет быть великим..."
Изображение пользователя Горожанка горожанка.

Вячеслав Яковлевич! С прибытием!
Изображение пользователя Вячеслав_1.

Спасибо! Я рад снова оказаться дома. Говорят, все познается в сравнении: побывав во время этой поездки в городах: Санкт-Петербург, Мурманск, Североморск, Северодвинск, Архангельск, Новгород, Нижний Новгород я могу судить, где и как живут люди, о ценах на продукты, о природе, благоустройстве этих городов и т.д., и знаете: у нас (в Новочебоксарске и Чебоксарах) очень даже неплохо.
Изображение пользователя Горожанка горожанка.

I admire you! So energetic! Believe you can & and you`re halfway there!
Изображение пользователя matveevartur.

Тоже мечтал поплавать на каком-нибудь огромном корабле
Изображение пользователя Просвирнов Александр.

Моряки Вам подскажут, что плавает, а что ходит... P.S. Однажды в Голливуде снимали очередную мелодраму. В финальной сцене влюбленные прощались (вроде как ненадолго) - кто-то ступал на корабль, кто-то оставался. Режиссер сморщился: слащаво, банально, драматизма бы добавить... "Моментально!" - сказал один из помощников. Взял спасательный круг корабля и написал на нем "Титаник".
Изображение пользователя Marietta.

Кстати, теперь я знаю, почему у моряков брюки с широкими штанинами?(Была передача по чувашскому радио. Детей знакомили с какой - то книгой, название которой не запомнила). Оказывается, это не только красиво, но и в целях безопасности так шьются, чтобы, оказавшись в воде,они могли избавиться от одежды , не снимая обувь.Также широкие штаны защищают моряков от переохлаждения, окажись они в воде. .