Могущественный, как солнце
Очерки переводчика о ходовых испытаниях авианосца “Викрамадитья”.
Переводчик из Новочебоксарска, известный еще как популяризатор велосипедного движения в Чувашии, основатель клуба “Солнце на спицах” Вячеслав Платонов четыре месяца провел в Баренцевом море на ходовых испытаниях индийского авианосца. Сегодня он рассказывает о своих впечатлениях.
Команде вставать. Койки заправить
...6.30 утра. По внутренней громкой связи корабля призывно звучит горн побудки, после чего вахтенный офицер объявляет: “Команде вставать. Койки заправить”. Через некоторое время он сообщает о месте нахождения корабля в море (широта, долгота, курс движения), о погоде, важнейших исторических событиях, произошедших в этот день на флоте. Далее от имени командования корабля и личного состава следуют слова поздравления именинникам с днем рождения, ставятся общие задачи на предстоящий день.
Все это звучит по-военному сухо, кратко, без лишних эмоций. До поднятия флага остаются полтора часа. За это время всем надо проснуться, сделать зарядку, умыться, позавтракать и подготовиться к большому сбору, где все получают конкретные задания. В 9 утра общее построение на просторной верхней палубе или в обширном ангаре — места хватает как российскому и индийскому экипажам, так и сдаточной команде корабля.
Наряду с несением вахты на корабле ведется обучение индийского экипажа под руководством российских специалистов и с помощью группы переводчиков, используя английский и русский языки, а иногда и более универсальный — язык жестов.
Корабль длиной около 300 м и шириной около 60 м имеет полное водоизмещение 45400 тонн, а его высота до верхней точки (антенны РЛС) около 60 м. Летчики самолетов МиГ-29К, настоящие асы своего дела, способны взлететь с палубы с дистанции разбега от 125 до 195 м, в зависимости от стартовой позиции, а посадить его на полосе длиной около 198 м при помощи аэрофинишеров (тросов) для торможения, при этом скорость самолета относительно палубы составляет 240 км/ч, а длина тормозного пути от точки зацепления гаком всего лишь 90 м. В качестве вооружения авианосец может нести до 24 истребителей МиГ-29К и шести вертолетов, размещаемых на палубе и в ангаре, а наряду с авиационным вооружением, хранимым в специально оборудованных погребах, имеется также и обычное оружие. Численность команды 1400 человек.
“Адмирал Горшков” стал “Викрамадитья”
В 1999 году был подписан российско-индийский контракт о продаже Индии авианосного крейсера “Адмирал Горшков”, но при условии полной реконструкции и переделки в полноценный авианосец. Тогда же было решено его переименовать: название “Викрамадитья” (Vikramaditya) означает “Могущественный, как солнце”, это было сделано в знак уважения к знаменитой династии правителей Индии, к отцам нации.
В Северодвинске на судоверфи ПО “Севмаш”, кузнице подводных лодок, основные работы по переоснащению корабля начались в конце 2005-го, а через три года он уже был спущен на воду. Потом проведены различные испытания. В феврале 2012 года началось заселение корабля российским экипажем под командованием капитана первого ранга Игоря Рябко. Вскоре прибыла и индийская команда под командованием капитана первого ранга Сураджа Бери, все члены экипажа прошли трехмесячный курс обучения по системам корабля в российских военных вузах.
8 июня авианосец вышел в Баренцево море на ходовые испытания. Четыре месяца на борту шла напряженная работа, с 6.30 и до спуска флага в 22.00, не считая одного выходного дня — воскресенья, когда можно перевести дух, позвонить домой или сходить на берег, правда, это возможно только на стоянке авианосца на рейде Североморска.
Индусы полны решимости “полазить” по всем отсекам корабля вдоль и поперек (всего здесь 2400 помещений). Они готовы изучить каждую систему и все оборудование досконально, начиная с киля и заканчивая самой верхней его точкой.
Командир индийского экипажа Сурадж Бери
Всегда интересно наблюдать за утренним общим построением в ангаре, когда командир индийского экипажа Сурадж Бери принимает рапорт от подчиненных. Это происходит в стороне от нас, преподавателей и переводчиков, ожидающих свои группы, но по лицам индийских моряков можно прочитать: он им как отец родной, несмотря на серьезное выражение лица и строгость во взгляде. Нам нравится, как экипаж исполняет национальный гимн Индии, обычно в понедельник, а в остальные дни недели они читают слова молитвы об успехе дня, причем каждое утро произносятся разные по содержанию тексты.
За эти месяцы совместного хождения по морю мы привыкли друг к другу и подружились, переводчики постепенно освоили всю эту мудреную корабельную терминологию, особенно множество сокращений на русском и английском языках, например, МКО (машинно-котельное отделение) или ГКП БИЦ (боевой информационный центр главного командного пункта), которые позволяют быстрее донести смысл сказанного. В течение нескольких часов преподавателю через переводчика приходится отвечать на множество вопросов: что? почему? и как? И до тех пор, пока все не станет ясно с той или иной корабельной системой или механизмами.
65-летие независимости Индии
Запомнилось празднование 65-летия независимости Индии на борту авианосца. В 8 утра на полетной палубе состоялось общее построение двух боевых экипажей в праздничном обмундировании и при всех регалиях, чтобы под гимны двух стран поднять государственные флаги и флаги расцвечивания. Командиры экипажей приняли рапорты от своих заместителей и выступили с приветственной речью по случаю большого праздника индийского народа. Потом было совместное фотографирование на память.
Прибыл заместитель командующего Краснознаменным Северным флотом вице-адмирал Александр Витко. Командира Сураджа Бери слушали все, затаив дыхание: это была речь умудренного жизнью человека, государственного мужа, облеченного высокой властью над своими подчиненными, но в то же время взявшего на себя ответственность за их благополучие, здоровье и жизнь, чтобы сплотить их в одну семью и чтобы его экипаж мог выполнить любую боевую задачу по защите рубежей своей родины. Разумеется, он говорил также и о дружбе и сотрудничестве между нашими народами, о трудных временах для Индии, когда Советский Союз, а потом и Россия приходили на помощь своему соседу.
Вице-адмирал Александр Витко поблагодарил всех присутствовавших за их самоотверженный труд на борту авианосца и выразил надежду, что все поставленные перед ними задачи будут выполнены.
Индусы поют “Калинку”
На большом экране презентация об истории и культуре Индии, достижениях в различных областях науки и техники, всемирно известных ученых, оставивших свой след в развитии человечества.
Далее в программе индийские и русские песни и танцы, в том числе и под гитару, исполненные трио гитаристов из российского экипажа, а под занавес вечера — популярная среди иностранцев песня “Калинка”, спетая индусами под бурные аплодисменты зрителей. Надо видеть лица и глаза исполнителей: вдохновение и душевная теплота, любовь к России сквозили в каждой строке песни. Неудивительно, что они так охотно изучают русский язык. Приходилось не раз убеждаться, что многие из членов индийского экипажа понимают язык Пушкина, а некоторые уже довольно хорошо владеют им.
МиГи-29: мягкая посадка
Природа здесь впечатляет. Особенно зрелищно, когда авианосец находится не очень далеко от берега, немного штормит и судно покачивает, верхушки сопок вдали покрыты облаками, восходит солнце, а ты стоишь на ходовом мостике и любуешься всей этой красотой.
А если еще в это время из-за облаков вдруг выныривает МиГ-29К и начинает снижаться в направлении корабля для посадки на его палубу в лучах восходящего солнца, то это просто сюжет из фантастического фильма: как будто огромная хищная птица, расправив свои крылья и вытянув клюв, собирается напасть на морское чудовище с многочисленными щупальцами-антеннами.
И вот наконец касание шасси о палубу, через считанные метры зацепление гаком за аэрофинишеры и остановка самолета в заданной точке: при всем желании трудно назвать это мягкой посадкой, выдержкой и мастерством пилотов можно только восхищаться. По программе полетов таких посадок должно быть сотни.
Крутил педали по авианосцу
А в свободное от вахты, работы и занятий время многие занимаются спортом, бегают по периметру ангара и палубы, ходят в спортзал. К сожалению, места там для всех не хватает. У меня в походе с собой был внедорожник, и я накручивал на нем круги по авианосцу. Будучи одним из организаторов велосипедного движения Чувашии “Солнце на спицах” и понимая важность повышения боеспособности экипажа, я предложил командованию авианосца поставить велосипедные тренажеры в отдельном помещении. Предложение было принято.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправить комментарий.
- версия для печати
Комментарии