Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Милиция или полиция?

Милиция  или полиция? полиция

192861671.jpg


1

Начатая по инициативе Президента России Дмитрия Медведева реформа Министерства внутренних дел набирает обороты.
В соответствии с указом главы государства подготовлен проект Федерального закона “О полиции”. Он опубликован в “Российской газете”, размещен в блоге Президента РФ. Сейчас идет широкое обсуждение нормативного документа, в законную силу он должен вступить с 1 января 2011 года.
Мы попросили нескольких официальных лиц высказать свое мнение о проекте Закона “О полиции”.

Владимир ПЕТРОВ, начальник ОВД по Новочебоксарску.
Наверное, многим моим коллегам, прослужившим в милиции по двадцать-тридцать лет, будет психологически не просто стать полицейскими. Однако перестраиваться всем придется.
Чего-то принципиально нового, большой разницы в функциях милиционеров и полицей­ских я в законопроекте не увидел. В основе те же требования, нормативные положения, направления деятельности (их одиннадцать): пред­упреждение преступлений и админи­стративных правонарушений, выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, розыск лиц и похищенного имущества, охрана общественного порядка, обеспечение безопасности дорожного движения и т.д.
В то же время в законопроекте особое внимание уделяется вопросам приема на службу в полицию. Дополнительно предлагается установить, что гражданин не может работать в правоохранительном органе, если он имеет или имел судимость, а также если в отношении него уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.
Кроме того, что тоже положительно, каждый сотрудник полиции обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах членов своей семьи. Не секрет, некоторые сотрудники милиции, и в нашем отделе встречались подобные факты, совмещали службу с активной предпринимательской деятельностью, конечно, преследуя прежде всего личные интересы, а не служебные.
Большое внимание уделено в законопроекте участковым уполномоченным. Они должны быть обеспечены помещениями, оборудованными мебелью, оргтехникой и средствами связи, предоставляемыми органами мест­ного самоуправления. А через шесть месяцев службы должны предоставить жилье. И в Законе “О милиции” такая норма есть, но только она не выполнялась. Участковые через суд добивались своих прав.
Усилена социальная защита сотрудников полиции, касающаяся оплаты труда, страховых гарантий, жилищного обеспечения и медицинского обслуживания, социальной защиты семей сотрудников, потерявших кормильца.
Законопроектом предлагается соз­дание единой правоохранительной системы (полиции) без разделения ее на федеральную и муниципальную, с финансированием из госбюджета.
Алексей ГЛУХОВ, руководитель Чувашской правозащитной организации “Щит и меч”.
Президент РФ Дмитрий Медведев на последнем заседании, посвященном реформе МВД, в частности, сказал следующее: “Нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. Поэтому, на мой взгляд, пришла пора вернуть милиции ее прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией”.
Думаю, этого решения общественность ждала давно. На первый взгляд это выглядит не более чем смена табличек. Но на самом деле меняются смысл и цели ведомства. От милиции, которая, исходя из названия, была ничем иным, как военизированным формированием, которое долгие годы выполняло в основном лишь карательные функ­ции, к полиции, целью которой является поддержание общественного порядка на территории населенного пункта и действующей в интересах жителей, а не государства.
Следующим логичным шагом должно быть разделение нового ведом­ства на федеральную и местную полицию. Правда, для этого также надо пересмотреть и распределение государ­ственных доходов, чтобы муниципалитеты смогли самостоятельно определять штатную численность полицей­ских, обеспечивать им достойный доход и, конечно же, иметь рычаги воздействия на них.
Кроме всего прочего, Президентом выдвинута идея экзаменовки сотрудников на знание нормативных актов. Я полностью поддер­живаю данную идею. Действительно, при грядущей реорганизации все, на мой взгляд, сотрудники вплоть до министра должны будут выведены за штат и оставаться там вплоть до успешной сдачи “экзаменов”. Хотя в кулуарах представители ведом­ства к этой идее относятся скептически, так как считают, что на успешную сдачу будут влиять не знания, а “пакеты”, деньги и знакомства. И именно по­этому в составы комиссии должны войти в большей степени представители не самого ведомства, а заинтересованной общественности и науки.

Евгений СЕРЕБРЯКОВ, и.о. прокурора Новочебоксарска.
Законопроект направлен на создание законодательных основ организации и деятельности полиции в Российской Федерации в соответствии с новыми общественными отношениями.
Документом предусмотрено комплексное решение задач по устранению несогласованности норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также пробелов в правовом регулировании деятельности милиции. На современном этапе полиция должна сосредоточить основные усилия на защите прав и свобод человека и гражданина в соответствии с международными стандартами.
Основными целями законопроекта являются: закрепление парт­нерской, а не доминантной модели взаимоотношений полиции и общества; четкое определение обязанностей и прав полиции и правового статуса сотрудника полиции; обеспечение правовых гарантий укрепления законности в деятельности полиции и повышение результативности ее работы; усиление антикоррупционной составляющей в деятельности полиции; освобождение полиции от несвойственных ей функций и дублирования функций других государственных органов.
В законопроект включены в адаптированном виде нормы ряда международных документов, касающихся полицейской деятельности: Кодекса поведения должностных лиц по поддер­жанию правопорядка, Международного кодекса поведения государственных должностных лиц, Декларации о полиции, Европейского кодекса полицей­ской этики, Всеобщих стандартов борьбы с коррупцией в полицей­ских ведом­ствах и органах.
Кроме того, в законопроекте реализован положительный международный опыт в области строительства полицейских институтов, а также сохраняются отечественные традиции правового регулирования деятельности полиции.

P.S. Словарь иностранных слов дает следующее толкование понятию “полиция”. Это особые административные органы, располагающие вооруженными отрядами, задачами которых являются поддержание порядка, борьба с преступностью и правонарушениями, защита существующего общественного и государ­ственного строя. 

Комментарии

Изображение пользователя .

у меня слово "полиция " вообще ассоциируется с тиранией. отца подруги моей мамы вообще чуть до смерти во время войны не замучили. вновь возвращаемся в прошлое?
Изображение пользователя Вепрь.

http://algus-spb.livejournal.com/52308.html Можно выделить две группы изменений в проекте закона «О полиции». 1. Первую составляет изменение слога, конструкции и духа закона. Из текста удалены ссылки на принцип гуманизма, изъято такое направление деятельности как «обеспечение безопасности личности». Имевшиеся ранее ограничения на использование видов специальных средств, оружия и боеприпасов, обязательность получения санкций у органов подчиняющихся субъекта федерации, теперь исключены. Обязанность оказания помощи гражданам заменена оказанием исключительно «первой помощи» при некоторых условиях. Принципы стремления к минимизации ущерба перемещены из статей, касающихся применения оружия. Абзацы, указывающие на ответственность сотрудников полиции, например, при превышении полномочий, удалены. Кроме того, ранее согласованная и выстроенная система российского законодательства претерпевает размытие. Ссылки на кодифицированное законодательство убраны. Нормы, касающиеся задержания граждан, изъяты из КоАП и УПК и могут применяться не применительно к защите от преступлений и административных правонарушений. Закон «О полиции» допускает ссылки на другие законы. Ранее источником права служил только настоящий закон («Иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом»). Законодательство становится запутанным и непрозрачным. Дополнением к этому становится запрет на критику сотрудниками полиции своего ведомства, ограничении их свободы слова и членства в общественных организациях и партиях. Предыдущие нормы, конечно, вводили ограничения, но не свыше разумных пределов. 2. Вторая группа наиболее важна, ее составляют радикальное расширение законных прав полиции, ранее вступавших в конфликт с законодательством. Отныне допускается не только разгон любых мероприятий (п.14 ч.1 ст.14), но и задержание их участников, причем даже вне рамок административного законодательства. Вообще теперь разрешается проверка документов (ст.28) у граждан без особых оснований, и позволяется ограничивать их свободу до часа. Также личный досмотр (ст.14) проводится без прежних оснований подозревать наличие взрывчатых веществ. Вводится необычная презумпции законности требований и действий сотрудника полиции, «пока в предусмотренном законом порядке не будет установлено иное» (ст.32). Расширены полномочия по применению силы и спецсредств, а также оружия. Видна возможность применения этих средств при разгоне митингов, шествий и демонстраций. Подводя итог, можно заключить, что принципиальных изменений в сфере деятельности органов внутренних дел нет, структура обязанностей осталась прежней, но произошло расширение прав полиции, напрямую касающихся прав и свобод граждан, что вписывается в процесс укрепления «полицейского государства».