Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Мама, дети, карантин: как это было

Алевтина с мужем и младшими детьми: совместные игры — любимое время.Мама, дети, карантин: как это было Личный опыт #стопкоронавирус

Алевтина с мужем и младшими детьми: совместные игры — любимое время.

Татьяна с дочерьми и младшим сыном устраивали творческие вечера и семейные фотосессии.Мама, дети, карантин: как это было Личный опыт #стопкоронавирус

Татьяна с дочерьми и младшим сыном устраивали творческие вечера и семейные фотосессии.

Прогулки с собакой помогли Вере и ее детям пережить период самоизоляции без эмоциональных потерь. Фото из личных архивовМама, дети, карантин: как это было Личный опыт #стопкоронавирус

Прогулки с собакой помогли Вере и ее детям пережить период самоизоляции без эмоциональных потерь. Фото из личных архивов

Детский психолог Ирина Пигаваева Мама, дети, карантин: как это было Личный опыт #стопкоронавирус

Детский психолог Ирина Пигаваева


0

В ситуации пандемии все мы испытываем растерянность и напряжение. Особенно непросто матерям, в месяцы самоизоляции им пришлось выстраивать жизнь семьи по-новому: без прогулок, с постоянной уборкой-готовкой и дистанционной учебой детей. Плюс работа, и надо было найти хоть чуточку времени на себя, без чего просто ни на что не хватило бы сил. Корреспондент газеты “Грани” поговорил с новочебоксарскими мамами о том, как им удалось справиться с возросшей нагрузкой и чему их научил период самоизоляции.


Просто побыть вместе

Алевтина Кузнецова — мама четверых детей, по профессии педагог. Незадолго до пандемии она вышла из отпуска по уходу за ребенком на любимую работу — в детский сад. Двое младших детей — дошколята, а старшие учатся в школе. Когда работа и учеба “переехали” на дом, семья особенно остро почувствовала нехватку жилых квадратов.

“Вшестером в небольшой двухкомнатной квартире — совсем непросто, и это было самой большой сложностью. Хорошо, что у нас собака есть, старались чаще с ней выходить гулять”, — рассказывает Алевтина. 

Плюсы тоже обнаружились, и самый главный из них — вся семья собралась вместе. “Обычно это случалось только по выходным, — говорит многодетная мама. — С маленькими детьми мы много играли в разные игры, собирали конструкторы. Старшие стали самостоятельнее: сами делали уроки, искали дополнительную информацию по темам. 

А еще помогали мне на кухне: учились готовить, искали оригинальные рецепты у кулинарных блогеров. Часто готовили все вместе, с мужем и детьми. Тогда мы впервые испекли бездрожжевой кулич, он получился очень вкусным. Мы и сейчас при возможности творим на кухне вместе что-нибудь новенькое”.


Прогулки на балконе

У Татьяны Степановой тоже четверо детей. Старшего сына летом проводили на службу в армию, младшему исполнилось четыре года, а дочерям — 16 и 7 лет.

“Нелегко было, — вспоминает период самоизоляции Татьяна. — Старший сын в это время писал диплом — дистанционно, из дома. Ему нужно было создать тихий уголок для учебы, а с двумя младшими детьми сделать это было сложно. Приходилось вводить правила и следить за дисциплиной, особенно в первой половине дня, когда у старших шла учеба. Играли, читали, учили стихи и песни — иначе был бы хаос. А пока нель­зя было выходить на детскую площадку, гуляли на балконе: я постелила матрас и дети вволю там “прогуливались”. 

К минусам онлайн-обучения Татьяна относит длительное сидение за компьютером. К вечеру учебного дня, который проходил у мониторов, ее старшие дочь и сын очень уставали.

“А у младшей дочки весной из-за карантина отменили выпускной в детском саду, — добавляет многодетная мама. — Думаю, поэтому она не до конца осознала, что уже не вернется туда. Прощания с друзьями по группе и воспитателями не получилось. И в сентябре она снова запросилась в садик. Наверное, для многих выпускников детских садов в этом году переход в школу стал непростым”.

И все же, несмотря на трудности, дни самоизоляции подарили прекрасную возможность лучше узнать своих детей, считает Татьяна.


Спасали поездки в деревню

Вере Сергеевой, маме двух сыновей и дочери, в недели самоизоляции нужно было ходить на работу: предприятие, на котором она работает, не может останавливать производство. 

“Конечно, выросла тревога за детей, которые часто оставались дома одни. По возможности звонила им, а они мне — с вопросами по урокам. Школьные задания ждали меня и дома, когда я возвращалась с работы”, — рассказывает Вера. Если старший сын (тогда девятиклассник) справлялся с уроками самостоятельно, то дочери, которая учится в начальной школе, нужна была помощь. В итоге уроки с ней заняли почти все свободное время.

“Плюсом считаю то, что дети стали ответственнее относиться к мытью рук, поняли, зачем носить маски и перчатки, стали задумываться о гигиене, — замечает мама. — А еще все мы стали внимательнее друг к другу, с пониманием стали относиться к особенностям каждого члена семьи. Первую неделю свыкались с жизнью в замкнутом пространстве и быстро поняли, что лучше жить дружно, никого не обижая”.

Без прогулок было бы очень тяжело, говорит Вера, но им повезло: они, как хозяева собаки, имели возможность выходить из дома чаще, чтобы выгулять четвероногого друга.

“Конечно, прибавилось забот по дому. Готовить, например, надо было больше, но не это меня выбивало из колеи, — вспоминает многодетная мама. — Мне лично очень не хватало выходов в кино и библиотеку, прогулок по парку. Мечтала просто сходить к кому-то в гости. В общении я обычно черпаю силы, и вдруг от всего этого пришлось отказаться. Спасением стал наш деревенский домик, куда мы приезжали на выходные. Мы старались больше гулять, любоваться видами природы. Думаю, поэтому и смогли пережить ту ситуацию без эмоциональных взрывов, более-менее спокойно. Если даже самоизоляция повторится, чего, конечно, не хочется, мне уже не так страшно. Знаю теперь, где соломки подстелить”.


Комментарий специалиста

Детский психолог Ирина Пигаваева советует мамам (и папам тоже) снизить сегодня уровень тревоги и не забывать, что главное — погода в доме. “Мы пережили и продолжаем переживать сложную ситуацию. Повилять на нее мы не можем, но можем заняться семьей”, — говорит она.

Тревожность родителей дети считывают очень хорошо, поэтому надо прежде всего успокоиться самим, отмечает психолог. Даже если снова случится переход на дистант в школах, справиться с нагрузкой без потерь во внутрисемейных отношениях можно. 

“Понятно, что это сложно, и с детьми разного возраста особенно: с маленькими — одни трудности, со старшими — другие. Трудно бывает с подростками, которые могут бойкотировать учебу, — говорит Ирина Пигаваева. — Но нам нужно понять, что детям тоже непросто: у них бывает по шесть онлайн-уроков, а такую нагрузку и взрослому вынести не всегда под силу. Надо понять, помочь, постараться выстроить день ребенка так, чтобы у него оставалось время на отдых.

Перестаньте ориентироваться на оценки и узнайте, что интересно вашему ребенку. Важно создать такие условия, в которых он будет тянуться к новому. Можно вместе почитать, посмотреть занимательные видео, хорошие кинофильмы, обсудить их. А иногда советую просто вместе побездельничать, побеситься, побаловаться.

Пусть на ужин у вас сегодня будет картошка с огурцами, зато освободится полчаса, чтобы зайти к ребенку в комнату, полежать с ним, поговорить. Скажите ему: “Ты будешь таким классным! Ты уже такой классный!”

Поиграйте с детьми, они будут вам благодарны за это время. И прежде чем спрашивать об уроках, просто обнимите их и поцелуйте. Гуляйте вместе, берите санки, лыжи и катайтесь. Наблюдайте за природой, придумайте совместное полезное дело.

Не знаю, как бы я сама пережила прошедшую весну, если бы не провела это время со своей семьей. Нас было девять человек, и все мы жили в одном доме за городом. Дочь потом призналась мне: “Мама, я думала, мы поссоримся”. Но те дни стали лучшими для всех нас. Мы много разговаривали, играли в настольные игры, устраивали общие собрания для принятия каких-то решений и даже совершили сплав. 

Каждому из нас нужны силы, ресурсы, чтобы жить в сегодняшней непростой ситуации. Старайтесь понимать друг друга и учите этому детей”.


  • Алевтина с мужем и младшими детьми: совместные игры — любимое время.
  • Татьяна с дочерьми и младшим сыном устраивали творческие вечера и семейные фотосессии.
  • Прогулки с собакой помогли Вере и ее детям пережить период самоизоляции без эмоциональных потерь. Фото из личных архивов
  • Детский психолог Ирина Пигаваева