Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Лох не мамонт — никогда не вымрет?

1

Телефонные и интернет-мошенники за последний год стали активнее в семь раз

Только в одной нашей небольшой Чувашии по итогам 9 месяцев 2016 года число краж с использованием банковских карт, средств мобильной связи и сети Интернет возросло с 224 до 1558. За каждым фактом — облапошенный гражданин и тысячи честно заработанных рублей. Чтобы вы представляли масштаб потерь — только за одно полугодие 2015 года жители республики перевели на счета мошенников более 20 миллионов рублей (это лишь те случаи, о которых жертвы сообщили в полицию).
В июле этого года в Чувашии при Управлении уголовного розыска МВД был создан отдел по раскрытию мошенничеств общеуголовной направленности, специализирующийся именно на защите интересов граждан (физических лиц).
В ближайших номерах ищите интервью с его сотрудниками о том, как с почти 100-процентной вероятностью обезопасить себя и своих близких от телефонных или интернет-мошенников, а также вирусов, списывающих деньги.
Если у вас есть вопросы, присылайте их на электронную почту maksimova@grani21.ru или оставляйте на сайте www.grani21.ru.
Схем обмана очень много, новые вариации появляются каждый день. В этот раз мы обозначим лишь некоторые — самые популярные у мошенников и появившиеся недавно и еще не вызывающие подозрений даже у самых бдительных граждан.

***

Мы нашли вашего питомца

34-летний чебоксарец объявил в Интернете о поисках своей собаки, убежавшей во время прогулки.

В этот же день мужчине позвонили и сказали, что собака найдена, и предложили вернуть ее за вознаграждение. Хозяин охотно согласился, перевел 5 тысяч рублей и отправился по указанному адресу. Однако дверь никто не открыл, на звонки не отвечал, а соседи сказали, что по этому адресу живут люди с другой фамилией.
Мужчина понял, что его обманули, и обратился в полицию. Установлено, что номер абонента злоумышленника зарегистрирован за пределами Чувашии.

Совет отдела К

Проверьте личность человека, с которым происходит общение, и обязательно убедитесь, что утерянное животное действительно находится у этого лица. Торопиться переводить денежные средства, не имея подтверждений местонахождения животного, не стоит.

***

Интернет-барахолки…

43-летний житель Чебоксар поместил в Интернете объявление о продаже картофелекопалки стоимостью 110 тысяч рублей.

Спустя пару часов мужчине позвонили и сказали, что хотят ее приобрести. Для получения пред­оплаты мужчина продиктовал реквизиты своей банковской карты, после чего с его счета похитили 59 тысяч рублей.
На такую же уловку попалась и 35-летняя жительница Чебоксар, поместившая в Интернете объявление о продаже дивана, она лишилась 8 тысяч рублей.

…и магазины

35-летний житель Чебоксар получил вместо заказанного через интернет-магазин дорогостоящего сотового телефона дешевую дет­скую игрушку.

А другой чебоксарец заказал мобильный телефон, который должен был прийти по почте. После того как мужчина заплатил за посылку 7700 рублей и открыл ее, обнаружил внутри граненый стакан.
Серия подобных случаев повторилась потом и в Чувашии, и в других регионах.

Совет отдела К

Если вы хотите купить товар по предоплате, помните, что серьезные интернет-магазины не будут просить вас перечислить деньги на виртуальный кошелек или счет мобильного телефона.

***

Привет, дай денег

17 октября 56-летней женщине с аккаунта в “Скайпе” (программа для переписки и видеосвязи) племянницы пришла письменная просьба перечислить 14000 рублей. Там же был указан номер карты. Женщина перевела сначала 8700 рублей с одной карты.

После того как племянница написала, что денег не хватает, она перевела с другой карты 2700 рублей. И только когда пришла еще одна просьба о переводе денег, женщина поняла, что общается с мошенниками.
Связалась с племянницей по телефону, та ей подтвердила, что ее аккаунт взломан и еще несколько ее знакомых перевели деньги на неизвестные счета.

Совет отдела К

Так как “Скайп” — программа американ­ская, шансов получить от разработчиков информацию о мошенниках (следовательно, вернуть деньги) практически невозможно.
Прежде чем переводить деньги, уточните просьбу лично, связавшись по телефону с вашими близкими, которым нужна помощь. Ни под каким предлогом не сообщайте номер банков­ской карты и защитный трехзначный код на оборотной стороне и код подтверждения, который приходит по SMS.

***

Ваша карта заблокирована

Этот далеко не новый способ обмана до сих пор остается на первом месте по популярности. Уставшие после рабочего дня граждане теряют бдительность, и их не смущает подозрительная просьба срочно позвонить, отправить SMS на короткий номер или даже перевести деньги.

20 октября на мобильный телефон 47-летней жительницы Чебоксар пришло сообщение “У вас заблокирована карта”. Для разблокировки предлагалось позвонить по указанному номеру, что и сделала потерпевшая. Незнакомец представился работником банка, попросил назвать реквизиты карты и код, пришедший на ее телефон по SMS.
Таким образом, женщина, сама того не осо­знавая, предоставила злоумышленнику возможность управления ее банковским счетом. В последующем с ее карты были сняты более 113 тысяч рублей.

Совет отдела К

Если у вас есть подозрения, что с вашей картой что-то не в порядке, немедленно обратитесь в банк по телефону на обороте карты (звонок бесплатный). Не звоните и не отправляйте сообщения на номера, указанные в SMS, за это может взиматься дополнительная плата.

***

Фальшивые директора и партнеры

18 октября от действий телефонных мошенников пострадали сотрудницы двух филиалов ломбарда, расположенных в Чебоксарах и Новочебоксарске: звонил мужчина, представляясь генеральным директором, и под предлогом того, что в офисе будут устанавливать рекламные баннеры, велел в срочном порядке перевести на разные абонентские номера по 45000 рублей якобы в счет будущей оплаты фирме-установщику.

Девушки думали, что разговаривают со своим директором (голос был похож), и не задавали лишних вопросов. После того как деньги были переведены, “директор”, до этого державший жертв на проводе, бросал трубку. Девушки перезвонили руководителю и выяснили, что никаких распоряжений он не давал.
А 20-летней продавщице позвонил мужчина и сказал, что он владелец терминала оплаты, расположенного в помещении магазина. Звонивший попросил перепрограммировать аппарат: приготовить две купюры номиналом в 1000 рублей, две по 500, по 100 и 50 рублей и перевести их на номер сотового телефона. Под диктовку она перевела денег на общую сумму более 10 тысяч рублей.

Настойчивый жилец

Жительница Новочебоксарска решила сдать квартиру внаем, разместила объявление на одном из сайтов.

Ей позвонил мужчина из Ростова и под предлогом предоплаты попросил реквизиты банковской карты. Находясь у банкомата, потерпевшая выполняла все инструкции, которые ей давали по телефону, в том числе сообщила и код подтверждения. Позже с ее счета списали 13 тысяч рублей.

Выигрыш

60-летняя женщина получила SMS-сообщение, в котором говорилось, что она выиграла 80 тысяч рублей — забрать их можно лично, прибыв в Москву, либо получить переводом.

Она выбрала второй вариант и попросила свою дочь помочь. Та ничего не заподозрила и продиктовала данные банковского счета мошенникам. Вскоре с него было списано 10 тысяч рублей.

Совет отдела К

Прежде чем совершать денежные переводы, уточните лично, связавшись по давно известному вам телефону.
Ни под каким предлогом и никому (даже банковскому работнику!) не сообщайте номер карты и защитный трехзначный код, расположенный на оборотной стороне.

***

Что делать, если вы поняли, что вас развели?

Валерий ЧЕРНОВ, заместитель начальника отдела К (по борьбе с правонарушениями в сфере информационных технологий) МВД по ЧР:
— Если вы поняли, что с вашего счета списали деньги, первым делом не блокируйте карту, а сообщайте в полицию и запрашивайте подробную выписку в своем банке. Так увеличится шанс проследить, куда ушли деньги, в каком банкомате их сняли. Нам будет проще поймать преступника, вам — вернуть деньги.