Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Красдам: свобода творчества

Красдам: первая встреча. Фото автораКрасдам: свобода творчества Колесо путешествий

Красдам: первая встреча. Фото автора

Берлин: железнодорожный вокзал.Красдам: свобода творчества Колесо путешествий

Берлин: железнодорожный вокзал.

Невозможное возможно: я в Германии!Красдам: свобода творчества Колесо путешествий

Невозможное возможно: я в Германии!

Каждый сам выбирал, чем заниматься.Красдам: свобода творчества Колесо путешествий

Каждый сам выбирал, чем заниматься.

krasdam_3.jpgКрасдам: свобода творчества Колесо путешествий

krasdam_3.jpg

krasdam_8.jpgКрасдам: свобода творчества Колесо путешествий

krasdam_8.jpg


0

Студентка Анастасия Павлова из Чувашии в компании 12 красноярцев впервые побывала в Германии и поделилась впечатлениями от страны и арт-марафона “Красдам” — российско-германского творческого проекта.

Красдам
Так называется необычный проект, благодаря которому я попала в Германию. Первый вопрос: что за слово непонятное? С немецкого оно никак не переводится. “Крас” — от Красноярска, где работает общественная организация “Интерра”, а “дам” — от Потсдама — города-партнера с немецкой стороны.
Культурный проект нацелен на то, чтобы российские ребята вместе с немецкими участниками могли создавать культурный контент, обмениваться знаниями в области искусства, культуры, общаться.
Это была моя первая поездка за границу. Как оказалась там я, девочка из Чувашии, вообще загадка. Поговаривают, что конкурс был жесткий.

Потсдам. Дворцы, дворцы…
В проект набрали 13 человек: я одна из Чувашии и 12 из Красноярска. Мы встретились на Александерплац — главной площади Берлина — и отправились в близлежащий городок Потсдам, для того чтобы познакомиться с принимающей стороной и заселиться в хостел. Четыре дня жили в Потсдаме и выезжали в Берлин на экскурсии.
Где только нам не удалось побывать: Мраморный дворец в Потсдаме — воплощенная фантазия короля-мечтателя Фридриха Вильгельма II, Цецилиенхоф — дворец, в котором в 1945 году проходила Потсдамская конференция стран-победителей во второй мировой войне.
Удивительной красоты Голландский квартал, где после окончания войны можно было купить дом (то, что от него осталось) всего за 1 евро; церковь Петра и Павла; православный храм Александра Невского; дворец Бельведер, построенный в стиле виллы эпохи итальянского Возрождения; улица с избушками в русском стиле. Мы даже сделали привал на сковывающем и одновременно раскрепощающем русский дух нудистском пляже.

Берлин. Мир не агрессивен
Самое первое наблюдение — мир не агрессивен. У меня были иллюзии на этот счет. Поехать в одиночку в чужую страну казалось опасным, но все иллюзии разрушились уже после первых контактов с иностранцами: они открыты и приветливы.
Большое для меня открытие — львиная доля немцев говорит по-английски. Как-то у пожилой женщины я на своем университетском английском спросила дорогу до хостела, и она без всяких проблем поняла меня и объяснила, куда идти.
Один из дней был по­священ квесту по Берлину. В маршрутном листе были прописаны наи­более важные точки города, которые нужно посетить. Параллельно задание — сделать фото на тему “Животное в человеке” (это тема проекта).
Самым впечатляющим музеем стал Hamburger Bahnhof Museum, где представлено современное искусство.
Более того, нам по­счаст­ливилось пройтись по территории, на которой находится дворец Сан-Суси Фридриха Великого. Благодаря решению короля Фридриха разбить вино­градники на южных склонах Борнштедтских холмов теперь каждый турист может полюбоваться красотами парка, раскинувшегося почти на три сотни гектаров. Мне он чем-то напомнил родной Петергоф.

Штродене. Слишком много свободы
Культурно обогатившись в городах, мы отправились в немецкую глубинку — деревню Штродене, подальше от цивилизации, Интернета и прочего — творить!
Всего участников в проекте 80: 13 русских и остальные немцы. Каково было мое удивление, когда сказали, что здесь собрались люди от 3 до 60 лет. Молодежь, организаторы с семьями и старые участники проекта. Больше похоже на вылазку огромной семьи на несколько дней на природу.
Есть некий порядок. С 10.00 до 11.00 завтрак, 11.00-14.00 — воркшопы (работа в мастерских), 14.00-16.00 — свободное послеобеденное время, с 16.00 до 19.00 снова воркшопы и ужин.
Были у нас и дежурства — по кухне и по чистоте. Дети (а их была почти половина участников) тоже готовили и убирались. В целом отношение к ним немного другое. Ни разу не видела сцен наказания, криков родителей. Если ребенок плачет, то пусть плачет. Ему просто объясняют совершенно спокойным тоном, что можно или нельзя.
Поначалу казалось, что мы просто на отдыхе, потому что не было четкого расписания, как на обычных молодежных форумах. В общем, через пару дней ничегонеделания попросили организаторов строже структурировать наш распорядок дня, но нам пояснили, что проект нацелен на то, чтобы дать максимально больше свободы его участникам, поэтому рамок не будет.
Во время работы в мастерских можно заниматься чем угодно: работать над инсталляцией, рисовать, записывать песни (собственного сочинения в том числе), лепить скульптуры. 30 июля прошла презентация результатов.
Не было мастер-классов, которых мы ждали, но можно было подходить к старшим (здесь собрались деятели искусства) и просить научить делать то, чем они занимаются и в чем специализируются. В целом все действо проходило во дворе, в разных уголках которого располагались творческие мини-площадки (в основном театральные), куда можно было прийти и понаблюдать.
Каждое утро мы репетировали заводную песню про ж’ывотная и ч’эл’овэк (так произносят немцы), которую спели в итоге перед гостями — родителями детей и жителями деревни. Дети готовили небольшие сценки и в конце продемонстрировали их.
Дрезден. Встреча с великим
После проекта мне по­счастливилось побывать в культурной столице Германии — Дрездене. Как он меня встретил? Расчистил пасмурной погодой улочки от назойливых туристов и даже местных жителей. А мне хотелось ликовать. Казалось, город распростер объятия и затянул прямо в сердце.
Центр Дрездена с его удивительной архитектурой вскружил голову. Хорошо гулять, любуясь красивыми строениями. Фрауэнкирхе в стиле барокко, опера Земпера с ее удивительным внешним убран­ством, дворцовый комплекс Цвингер, где хранятся драгоценные коллекции.
Но главной целью поездки в Дрезден было посещение галереи старых мастеров. Она знаменита благодаря “Сикстин­ской Мадонне” Рафаэля, но кроме него там выставлены и другие великие художники — Тициан, Боттичелли, Веласкес, Дюрер, Рембрандт.
Не знаю, как описать состояние, в котором я пребывала, находясь среди шедевров мастеров.
Справа при входе на выставку — Боттичелли. Встреча с его работами была волнительной, вплоть до легкого головокружения и небольшого страха.
Это состояние логиче­ски объяснимо: художники мне знакомы, потому что я учусь на культуролога. Но видела их работы только в книжках и Интернете, а там меня ждала настоящая живая встреча.
Дальше, на том же этаже, “Спящая Венера” Джорджоне и “Венера Урбинская” Тициана. “Портрет мальчика” Бернардино Пинтуриккио, “Мадонна с розой” Пармиджанино — красивая, светская, даже и не скажешь, что это Иисус с Марией. У Дюрера в Дрезденском алтаре Иисус-младенец выглядит взрослым.
Ну и наконец Мадонна Рафаэля! К ней я подходила с закрытыми глазами. Первое мое удивление — она большая (картина). Долго стояла, рассматривая ее. Правильно говорил Василий Андреевич Жуковский: она похожа на “небесную мимоидущую деву”…
***
Вспоминая все дни путешествия, могу сказать, что получила полезный опыт общения с ино­странцами, поняла, что хорошо бы создать такой же обменный проект и у нас, в Чувашии, чтобы и наши ребята могли так же выезжать и принимать иностранных студентов.
Такие поездки внутренне заряжают, мир становится шире, дружелюбнее, и границы, которые мы иногда себе строим, потихоньку пропадают.

Анастасия Павлова
  • Красдам: первая встреча. Фото автора
  • Берлин: железнодорожный вокзал.
  • Невозможное возможно: я в Германии!
  • Каждый сам выбирал, чем заниматься.
  • krasdam_3.jpg
  • krasdam_8.jpg