Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

К Богу обращаются сильные

Иерей Михаил Павлов и Наталья Кушева (в первом ряду крайняя слева) с выпускным курсом сестер милосердия.  Фото из личного архива Н.КушевойК Богу обращаются сильные сестры милосердия семья православие

Иерей Михаил Павлов и Наталья Кушева (в первом ряду крайняя слева) с выпускным курсом сестер милосердия. Фото из личного архива Н.Кушевой


2

Испокон веков семья считалась главной и настоящей ценностью. Однако все чаще приходится слышать о том, что в современном мире она теряет свою значимость. Почему? О семейных ценностях, духовной нравственности, чистоте и благоче­стии, взаимоотношениях супругов, родителей и детей — в беседе с православно ориентированным психологом, руководителем Центра защиты жизни, семейных ценностей, ответственного отцов­ства и материнства Чебоксарской епархии Натальей Кушевой.
Наша встреча с Натальей Николаевной, как она сама отметила, началась с испытания. На интервью с ней я отправилась в Заволжье. Причем дорогу к пункту назначения знала лишь примерно, но собеседница пообещала меня встретить. Доехала, звоню на мобильный, а в ответ: “Абонент временно не доступен”. И так раз пятнадцать. Несколько раз объехала окрестности, надеясь встретить ее, но безрезультатно.
Я уже почти отчаялась и засобиралась в обратный путь, как зазвонил телефон... Беседовали мы под открытым небом у небольшого пруда с кружечкой зеленого чая.

— Расскажите о себе.
— Родилась я в Чебоксарах. Первое образование — техническое. После школы поступила в Казанский химико-технологический ин­ститут. Окончив его, устроилась инженером-конструктором на завод имени Чапаева. Правда, вскоре поняла, что это не мое. Хотелось чего-то другого.
Обратила внимание, что многие подруги изливают мне душу, делятся своими переживаниями, проблемами. Решила, что хочу получить знания в области психологии. Когда находилась в декретном отпуске, осуществила мечту — поступила в ЧГПУ на факультет психологии.
— Как вы пришли к вере и Богу?
— Впервые о Боге услышала благодаря антирелигиозной пропаганде. Я тогда училась в школе, в первом классе. Нам раздали анкеты, где был один вопрос: “Верите ли вы в Бога?” и два варианта ответа — да и нет. Причем нам уже сказали, какой вариант нужно выбрать — конечно, нет. Тогда я задумалась: а почему?
Не помню, что ответила, но с тех пор стала искать ответы на этот и другие вопросы, которые были у меня внутри. В школе я была отличницей, и, как само собой разумеющееся, приходилось заниматься с отстающими. И не понимала, почему они такие плохие, а с ними все возятся. Мы же такие умные, послушные, а с нас всегда больше требуют.
Будучи студенткой пед­университета изучала разные направления психологии и стала склоняться к той мысли, что ответы на вопросы, которые меня интересуют, нужно рассматривать и через призму православия.
— Чем занимается Центр, который вы возглавляете?
— Отмечу, что Центр защиты жизни, семейных ценностей, ответственного отцовства и материнства — это структурное подразделение отдела социального служения Чебоксарской епархии. Его название говорит само за себя — мы пропагандируем семейные ценности, целомудрие будущих супругов, авторитет отцовства, организуем противоабортную деятельность, занимаемся просветительской работой в образовательных учреждениях.
— В чем заключается ваша задача как православно ориентированного психолога?
— Часто бывает, что человек приходит в церковь и не знает, с чего начать, как переступить порог храма. Моя задача — довести человека до исповеди, стать неким мостиком в существующей пропасти “церковь — свет­ское общество”. Нет навязывания. Человек должен сам этого захотеть и прийти к Богу.
 Ко Христу приводит священник, а дальше человек сам выстраивает отношения с Ним. Иногда ко мне человека направляет батюшка.
Нередко приходится слышать: вот я хожу и хожу в православную церковь, а мне ничего не помогает. На это я рассказываю быль: человек сильно болел, и товарищи посоветовали ему сходить в поликлинику. Он пришел, походил по коридорам и вернулся. После очередной жалобы на здоровье его спрашивают, ходил ли он в поликлинику. Тот отвечает, мол, да, ходил, но не помогло. “А ты к врачу на прием заходил?” — интересуются у него. “А зачем?” — говорит он.
Суть в том, что если мы не пытаемся попасть на прием к врачу и лечиться, то нет смысла ходить в поликлинику. Так же и с церковью. Можно тысячу раз прийти и даже лоб расшибить, но ничего не изменится. Нужно понимать, зачем туда идешь и чего хочешь, а не просто бездумно зайти и поставить свечки.   
— Какой должна быть семья?
— Муж и жена — это семья. И каждый из них должен исполнять свою роль. Папа — это строгость. Он — глава семейства и добытчик. Мама занимается воспитанием детей. Она — хранительница очага.
— Но многие современные женщины не сидят дома, а наравне с мужчиной зарабатывают, продвигаются по карьерной лестнице.
— Если у нее хватает сил и талантов на то, чтобы работать и детьми заниматься, то пожалуйста. Если только на работе преуспевает, а дети, получается, остаются без внимания, то это неправильно. Что будет, если мы очаг разожгли и ушли? Он потухнет. Для того чтобы поддерживать его, кто-то должен быть рядом. Так и с семьей.
Действительно, современных мужчин трудно слушаться потому, что многие из них стали женоподобными, а женщины, кстати, — мужеподобными. Это целое искусство и мастерство, чтобы при женщине мужчина был мужественным.
У монахини Нины,  кандидата психологических наук, в лекции есть хороший пример: жена-начальница заходит домой, начинает командовать. Муж спокойно сидит и говорит: “А теперь выйди, закрой дверь и зайди как жена”. Бывает, у женщины все кипит, горит на работе, но, несмотря ни на что, дома она должна быть по­слушной женой. И когда что-то не получается, вот тогда мы обращаемся к Богу: опять не смогла, опять скомандовала, прости и помоги. Не слабые обращаются к Господу, а именно сильные.
— Почему распадаются семьи, на ваш взгляд?
— Мы, женщины, боролись за равноправие и добились этого. После революции 1917 года отменили Бога, приняли закон о браке и тут же о разводе. Почему люди так легко разводятся? Ведь раньше такого не было.  Люди жили по правилу: один раз и на всю жизнь.
Современная семья начинается с загса, а правильнее, если супруги еще и венчаются. Однако многие молодожены говорят: ой, мы не готовы или еще не созрели, ведь после венчания нельзя изменять. А что, после свадьбы можно? Если вы человеку доверяете и вступаете с ним в брак, а к венчанию он не готов, то стоит ли вообще ему доверять? Таким образом мы сами оставляем для себя лазейку, некий путь для отступления.
Если бы молодые женщины выходили замуж с установкой на то, что они делают это один раз и на всю жизнь, а не с мыслью “не получится, за другого пойду”, разводов было бы меньше.
— Целомудрие, пожалуй, сегодня редкое явление.
— Сейчас такое время, когда молодежь считает немодным оставаться в чистоте до свадьбы. Это скорбь, над которой я тихонько плачу.  Грубое, конечно, сравнение, но скажу.
Человек, разводящий чистопородных собак, всегда выгуливает своего питомца на поводке. Если же вдруг он со­рвется и попадет в лапы, скажем, пса со двора, такую собачку бракуют, даже если щенки не родились. Знаете, почему? Потому что она уже испорчена и щенков у нее чистопородных не будет. Думаете, с людьми не так? Когда девушка чиста, она укрепляет род, все будущие поколения.
Многие говорят, что разврат всегда был. Согласна, был. Только раньше это считалось пороком и об этом стеснялись говорить. Тогда 95 процентов людей соблюдали благочестие и чистоту, а 5 процентов были порочны. Сейчас наоборот.
— А измены супругов?
— Там, где нет чистоты в семье, счастья быть не может, да и на детях это сказывается. Знаете, сколько Божьих заповедей нарушается при этом? Больше половины: возжелал чью-то жену, украл, прелюбодей­ствовал, а если она забеременела и сделала аборт, то еще и убил.
Если мужчина подталкивает женщину к этому, он совершает неменьший грех. Отец так же, как и мать, должен нести ответственность. И если женщина беременна, у ребенка уже есть отец. Это же не передалось ей воздушно-капельным путем. Поэтому, вступая в отношения с девушкой, он должен понимать, к чему это может привести.
— Знаю, что Чебоксарская епархия занимается подготовкой сестер милосердия.
— Действительно, на базе Чебоксарского медицин­ского колледжа ведется обучение сестер милосердия. Я преподаю у них нравственную психологию.
— Расскажите о них поподробнее. Много желающих стать сестрой милосердия?
— Есть сестры милосердия без медицин­ского образования, они проходят курс с медпрактикой и становятся младшими медсестрами. Туда принимают женщин всех возрастов.
А сестры милосердия с медицинским образованием — это те, кто поступает в медколледж и учится на медсестру, а параллельно проходит духовные предметы. Их не так много — человек по восемь с курса. По окончании они получают диплом государственного образца и епархиальное свидетельство сестры милосердия.
Они посвящают себя служению — помогают больным, брошенным и обездоленным при больницах, хосписах. Их учат жить по закону Божьему. Это первые ласточки состраданья, которые ликвидируют духовную безграмотность. Хочется отметить, что сестры милосердия — это не люди, которые спустились с небес, а те, кто осознал, что им нужно.

  • Иерей Михаил Павлов и Наталья Кушева (в первом ряду крайняя слева) с выпускным курсом сестер милосердия.  Фото из личного архива Н.Кушевой