Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Интерес или польза? Как выбрать внешкольное занятие для ребенка

Выбор сегодня большой: к традиционным “художкам” и “музыкалкам” прибавились детские технопарки и курсы робототехники.Интерес или польза? Как выбрать внешкольное занятие для ребенка Мамам и папам

Выбор сегодня большой: к традиционным “художкам” и “музыкалкам” прибавились детские технопарки и курсы робототехники.

 В какой  бы секции или кружке ни занимался ребенок, ему важно чув­ствовать поддержку взрослых.Интерес или польза? Как выбрать внешкольное занятие для ребенка Мамам и папам

В какой бы секции или кружке ни занимался ребенок, ему важно чув­ствовать поддержку взрослых.

Детский нейропсихолог Ирина Пигаваева, руководитель образовательного центра “Росток”.Интерес или польза? Как выбрать внешкольное занятие для ребенка Мамам и папам

Детский нейропсихолог Ирина Пигаваева, руководитель образовательного центра “Росток”.

Евгения Швецова, заместитель руководителя по проектному управлению дет­ского технопарка “Кванториум”Интерес или польза? Как выбрать внешкольное занятие для ребенка Мамам и папам

Евгения Швецова, заместитель руководителя по проектному управлению дет­ского технопарка “Кванториум”

Директор Детской музыкальной школы города Новочебоксарска заслуженный работник культуры Чувашии Алла Николаева. Интерес или польза? Как выбрать внешкольное занятие для ребенка Мамам и папам

Директор Детской музыкальной школы города Новочебоксарска заслуженный работник культуры Чувашии Алла Николаева.

Ольга Петрова, директор Детской школы искусств города Новочебоксарска, заслуженный работник культуры РФ и ЧР, депутат Новочебоксарского городского Собрания депутатовИнтерес или польза? Как выбрать внешкольное занятие для ребенка Мамам и папам

Ольга Петрова, директор Детской школы искусств города Новочебоксарска, заслуженный работник культуры РФ и ЧР, депутат Новочебоксарского городского Собрания депутатов

Надежда Тимофеева, мастер спорта по велокроссу, тренер-преподаватель по дзюдо, инструктор по физической культуре детского сада № 12.Интерес или польза? Как выбрать внешкольное занятие для ребенка Мамам и папам

Надежда Тимофеева, мастер спорта по велокроссу, тренер-преподаватель по дзюдо, инструктор по физической культуре детского сада № 12.

Марина Ильина, детский нейропсихолог, врач-психотерапевт Республиканской психиатрической больницы.Интерес или польза? Как выбрать внешкольное занятие для ребенка Мамам и папам

Марина Ильина, детский нейропсихолог, врач-психотерапевт Республиканской психиатрической больницы.


0

Август — хлопотливый месяц для родителей школьников. Помимо подготовки к школьным будням, многие выбирают дополнительные занятия для детей. Спортивная школа или музыкальная, “роботы” или танцы — как помочь ребенку определиться и найти интересное занятие после уроков? “Грани” обратились с этим вопросом к психологам и педагогам.


Изучайте мир вокруг

“Если ваш ребенок не ходил на дополнительные занятия до школы, то начинать в первом классе не надо, — советует детский нейропсихолог Ирина Пигаваева, руководитель образовательного центра “Росток”. —  Но не торопитесь, в 4-5 лет ребенку может быть рано посещать кружки и клубы. Многое зависит от самого ребенка, у всех разный уровень тревожности, уверенности. Покажите малышу, как много интересного в этом мире. Это под силу самим родителям. Наблюдайте за природой вместе, изучайте жизнь вокруг. Выйдите вечером полюбоваться звездопадом или прогуляйтесь вместе под дождем по лесу. Можно сделать так, чтобы ребенок развивался незаметно и каждый день. 

А при выборе дополнительного занятия дайте детям пространство вариантов и не решайте однозначно: например, только хоккей — и все. Как определить детский интерес? Делайте разные вещи вместе: играйте, гуляйте. Качественное общение поможет вам понять своего ребенка и увидеть, что его по-настоящему увлекает”.

От попыток реализовать в детях соб­ственные желания Евгения Швецова, заместитель руководителя по проектному управлению дет­ского технопарка “Кванториум”, родителей предостерегает. В детском технопарке определиться с профилем помогают дни открытых дверей, младшие инженерные школы для ребятишек до 10 лет. 

“Сейчас, когда в нашем технопарке открылась запись на новый учебный год, я часто слышу от родителей: “Посоветуйте, пожалуйста, какое направление выбрать ребенку”. Вопрос, дей­ствительно, непростой. Обычно я советую посмотреть на способности ребенка, на его склонности. 

Может быть, вы неоднократно наблюдали, с каким увлечением он, например, разглядывает насекомых, улиток, растения? Тогда он смело может идти в Био­квантум. 

А может быть, вашего сына или дочку увлекает конструирование, вы видите склонность к изобретательству, инженерии? Тогда вам подойдет Хай-тек-квантум, где ребята занимаются 3D-моделированием, а со временем допускаются до работы на станках. 

Только не надо отправлять ребенка в технопарк, если ему “надо подтянуть биологию” или потому что “он плохо разбирается в компьютерах”. Ведь кружок — это не про “подтянуть”. Это про творчество, про самовыражение, про изобретательство, про команду единомышленников. 

В “Кванториуме” обучение построено ступенчато: вводный, углубленный и проектный модули. Ребенок, придя к нам в 10 лет, имеет возможность поочередно пройти вводные модули в нескольких квантумах, а затем выбрать то, что ему больше всего по душе, и заниматься этим до бесконечности”.


Дайте попробовать разное

В желании просто попробовать, “позаниматься для себя” даже в случае музыкального дополнительного образования нет ничего плохого, уверена директор Детской музыкальной школы города Новочебоксарска заслуженный работник культуры Чувашии Алла Николаева. 

Нередко случается, что дети, которых родители привели, “чтобы на улице не шлялся”, позже выбирают музыку своей профессией. Выпускники нашей музыкальной школы учатся в учреждениях культуры и искусства Чебоксар, Нижнего Новгорода, Казани, Москвы, а в этом году двое из них стали студентами Московской консерватории. 

“Мы советуем родителям начинать с подготовительного отделения, чтобы педагоги могли определить способности ребенка и помогли ему сделать правильный выбор, — рассказывает Алла Николаевна. — Но у нас был случай, когда девочка пришла в музыкальную школу в подростковом возрасте и через два года поступила в музыкальное училище им. Гнесиных в Москве.

На десяти бюджетных отделениях нашей школы учатся 550 детей, самые популярные — духовые инструменты и гитара. Основной набор мы провели в конце мая-начале июня, но сейчас открыли дополнительный набор. Могу много говорить о том, как полезно заниматься музыкой. Это развитие мышления и интеллекта в целом, это и память, и слух, и чувство ритма. Музыкальные занятия учат ребенка грамотно распределять цели и достигать их. Пусть он не станет музыкантом, но будет лучшим в своей профессии”. 

Сегодня родителям и детям доступен большой спектр возможностей в плане дополнительного образования, но надо определить, что ребенка по-настоящему увлекает, считает Ольга Петрова, директор Детской школы искусств города Новочебоксарска, заслуженный работник культуры РФ и ЧР, депутат Новочебоксарского городского Собрания депутатов. “Школа искусств оправдывает свое название и дает детям шанс по­пробовать себя во многом: в рисовании, игре на музыкальных инструментах, танцах, пении, искусстве театра. 

Определиться часто помогает подготовительное отделение: и дети поймут, что им больше нравится, и педагоги помогут советом, разглядев способности маленького человека. А потом родители и ребенок смогут выбрать общеобразовательную либо предпрофессиональную программу обучения по какому-то из направлений. 

Обучаясь в школе искусств, дети развивают коммуникативность, эстетический вкус, расширяют кругозор. Если говорить о наиболее популярных отделениях, то сейчас это эстрадный вокал, хореографическое и художественное отделения”.  


Без кнута и шантажа

Сложность вопроса дополнительной занятости детей кроется для новочебоксарцев, пожалуй, в многообразии выбора. Как остановиться на чем-то одном, когда хочется и на барабанах играть, и кукол шить? Например, в Центре развития творчества детей и юноше­ства представлены уникальные для города направления: картинг, плетение кружева на коклюшках, школа дикой природы, авиамоделирование, студия парикмахерского искусства. Дет­ская художественная школа, где, правда, набор на бюджетные отделения для детей с 10 лет уже завершен, приглашает на подготовительное отделение. За девять месяцев занятий дети “распробуют” различные художественные направления и техники. 

В спортивных школах города также большой выбор секций и отделений. В некоторые из них набирают детей с дошкольного возраста, например в спортивную гимнастику, карате, дзюдо. Стоит ли начинать рано, зависит от ребенка, говорят тренеры. В любом случае физкультура, подвижные игры и зарядка необходимы детям каждый день 

“Придерживаюсь мнения, что навязывать ребенку свою точку зрения в выборе не надо, — считает Надежда Тимофеева, мастер спорта по велокроссу, тренер-преподаватель по дзюдо, инструктор по физической культуре детского сада № 12. — Свою дочь я не стала отдавать в велоспорт, потому что не вижу пока с ее стороны большого интереса к этому виду. Она три года занимается спортивной гимнастикой и дзюдо, в школе они ходят в бассейн на занятия плаванием, и у нее получается. Она занимается с удовольствием, а это главное. 

Если вы заставляете детей посещать секцию из-под палки, то смысла в этом нет. Прислушивайтесь к своему ребенку, пробуйте разное. Посоветуйтесь с инструктором в детском садике, с учителем физкультуры в школе. Ко мне не раз подходили родители, интересовались моим мнением по поводу занятий спортом их ребенка. Вместе мы находим решение”.      


В помощь учебе

“Если ребенок хорошо учится и легко находит общий язык с другими детьми, выбирать секцию или кружок можно, опираясь лишь на его предпочтения и желания, — отмечает Марина Ильина, детский нейропсихолог, врач-психотерапевт Республиканской психиатрической больницы. — В случаях, когда есть проблемы в учебе, занятия музыкой, танцами, рисованием показаны, так как помогают подтянуть слабые стороны ребенка. 

Уроки хореографии формируют хорошую ориентацию в пространстве, а это поможет ребенку не “теряться” на листе школьной тетради: понимать, где верх и низ, что такое диагональ. Конечно, танец укрепляет тело и нервную систему, совершенствует чувство ритма. А развивая чувство ритма, мы помогаем ребенку овладеть плавным и интонационным чтением. 

Музыкальная школа и классическая музыка помогают в развитии правого полушария ребенка, что скажется на его креативности и находчивости в будущем. Занятия музыкой развивают межполушарные связи, концентрацию внимания и чувство ритма”. 

Какие бы цели ни ставили перед собой родители: развить способности юного дарования или просто занять его после уроков, специалисты просят оставлять в расписании детей “выходные” дни. И у дошколенка, и у школьника должно оставаться свободное время, когда он играет в то, что хочет. 

Если помимо всех уроков и кружков у ребенка еще будет полноценное совместное время с мамой и папой, то он ничего не упустит в своем развитии, останется активным и любознательным.



  • Выбор сегодня большой: к традиционным “художкам” и “музыкалкам” прибавились детские технопарки и курсы робототехники.
  •  В какой  бы секции или кружке ни занимался ребенок, ему важно чув­ствовать поддержку взрослых.
  • Детский нейропсихолог Ирина Пигаваева, руководитель образовательного центра “Росток”.
  • Евгения Швецова, заместитель руководителя по проектному управлению дет­ского технопарка “Кванториум”
  • Директор Детской музыкальной школы города Новочебоксарска заслуженный работник культуры Чувашии Алла Николаева.
  • Ольга Петрова, директор Детской школы искусств города Новочебоксарска, заслуженный работник культуры РФ и ЧР, депутат Новочебоксарского городского Собрания депутатов
  • Надежда Тимофеева, мастер спорта по велокроссу, тренер-преподаватель по дзюдо, инструктор по физической культуре детского сада № 12.
  • Марина Ильина, детский нейропсихолог, врач-психотерапевт Республиканской психиатрической больницы.