Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Инструмент педагогам в руки

Фото Максима БОБРОВА Инструмент педагогам в руки дистанционное образование

Фото Максима БОБРОВА

Депутат Госдумы РФ Алена АРШИНОВАИнструмент педагогам в руки дистанционное образование

Депутат Госдумы РФ Алена АРШИНОВА

Директор гимназии № 6 Валентина ЛАЗАРЕВАИнструмент педагогам в руки дистанционное образование

Директор гимназии № 6 Валентина ЛАЗАРЕВА

Преподаватель информатики Сергеем ИЖБАРАЕВ.Инструмент педагогам в руки дистанционное образование

Преподаватель информатики Сергеем ИЖБАРАЕВ.


0

Ситуация с пандемией развивается таким образом, что многие регионы продлевают или начинают раньше осенние каникулы в школах, а то и вовсе переводят школьников на дистанционное обучение. О готовности учебного заведения к такому развитию событий мы поговорили в одной из передовых образовательных организаций республики — гимназии № 6 — с директором Валентиной ЛАЗАРЕВОЙ и преподавателем информатики Сергеем ИЖБАРАЕВЫМ.


— Первое, о чем хочу вас спросить: какие выводы были сделаны после весеннего сидения по домам и внедрения дистанционного обучения?

Валентина Лазарева: Главное, что мы поняли, — ситуация в мире изменилась, и в любой момент мы должны быть готовы к переводу класса либо всей школы на очно-заочную форму обучения. Поэтому все платформы, на которых мы работали весной, сохранены, как и созданные тогда группы в мессенджерах. При необходимости к ним легко будет вернуться.

— А такая необходимость на данный момент имеется?

В. Лазарева: С 26 октября по 1 ноября в гимназии № 6 каникулы. До этого заболеваемость не превышала, к примеру, прошлогодние показатели. Причем среди детей заболеваемость ОРВИ сравнительно невысокая, больше болеют педагоги.

— Как сказалось дистанционное обучение на успеваемости?

С. Ижбараев: Я бы отделил термин “дистанционное обучение”, когда обучение проводится по определенным правилам, прописанным в договоре, по определенным методикам, от термина “удаленка” или “дистант”, когда переход на удаленное общение учителя и учеников — мера вынужденная. В ходе такого обучения учителя нашей гимназии использовали те платформы, работать на которых им было проще и привычнее. В одних случаях это был скайп, в других Zoom, в третьих — мессенджеры.

— А сейчас, спустя несколько месяцев, что-то изменилось? Готовы ли в гимназии № 6 к плановому применению дистанционного образования?

В. Лазарева: В начале октября  в Доме правительства республики прошел семинар, где нашей гимназии вместе с еще четырьмя учебными заведениями Чувашии предложили принять участие в пилотном проекте и бесплатно апробировать платформу “Майкрософт Teams”.

С.Ижбараев: У каждой из платформ, которые мы использовали ранее, есть свои плюсы, но есть недостаток, который является существенным для учащихся и родителей, — различных приложений оказывается слишком много.

Даже в одном классе возможна ситуация, когда со своими учителями школьники общаются через 3-4 различных приложения. А это означает разные возможности для владельца ПК и смартфона, нужно хранить разные наборы  логинов и паролей и т. д.

Разработчики новой учли это и постарались создать максимально удобное для учебы приложение. До нас его апробировали московские школы, теперь очередь дошла до регионов. Прочитать лекцию, провести обычный урок, составить тест или задать самостоятельную работу — все это можно сделать в новом приложении. Притом что оно одинаково работает на компьютере, планшете или смартфоне. Явный плюс платформы, что можно использовать и пересылку файлов, и чаты, и видеосвязь, и звонки. 

— Кто будет участвовать в “пилоте" в гимназии? Все? В течение какого времени?

С. Ижбараев: Никто нас не торопит, в том числе со сроками. Думаю, пилотный проект продлится в течение учебного года.

В. Лазарева: В Москве на дистанционное обучение перешли учащиеся 6-11 классов, и тому есть несколько доводов “за”. В частности, они более самостоятельны и способны работать без помощи взрослых. Этот фактор следует принять во внимание и нам. Поэтому начать мы планируем с одного шестого класса. Ребята и педагоги будут испытывать платформу в ходе обычной, очной, учебы.

— Нет ли опасения, что бесплатная платформа со временем станет платной?

С. Ижбараев: Опасения есть, но проект может завершиться и выводом, что платформа не подходит для использования в школе. В настоящее время мы апробируем инструмент, который может стать более удобным, чем существовавшие ранее, и выручит нас в ряде ситуаций, не дожидаясь их наступления.

Стоит отметить, что и прежние платформы разработчики подвергают существенным преобразованиям, и майская версия Zoom совсем не похожа на сентябрьскую.

На фото: Неожиданный, без предупреждения, утренний визит в Новочебоксарский кадетский лицей показал, что, во-первых, в учебном заведении используют несколько входов, во-вторых, утренний фильтр проводят добросовестно и, в-третьих, дети практически на автомате соблюдают на входе социальную дистанцию.



Необходимы стандарты дистанционных уроков

Депутат Госдумы РФ Алена АРШИНОВА о стандартах: 

— Пандемия коронавируса выявила ряд проблем, к которым наша система образования не была готова в полной мере. Чтобы справляться с трудностями, связанными с процессом дистанционного получения образования, необходимо ввести стандарты проведения дистанционных уроков.

Создание стандартов проведения дистанционных уроков может сделать обучение комфортнее для всех участников образовательного процесса. Они позволят ученикам и родителям правильно организовать процесс обучения, так как во время всеобщей самоизоляции зачастую дети вынуждены были самостоятельно изучать тот или иной материал, а формат проведения урока не был обговорен. Эти стандарты должны быть просты, логичны и безопасны как для преподавателей, так и для учеников. Они должны четко следовать предписаниям Роспотребнадзора, Минпросвещения, Рос­обрнадзора.

Говоря о дистанционном образовании, необходимо разделять массовое дистанционное образование от способов дистанционного образования. Массовое — это когда по санитарно-эпидемиологическим причинам на него уходят целыми школами или классами, это временная, вынужденная из-за пандемии коронавируса форма обучения. 

А вот способы дистанционного образования, которые гармонично и разумно используются наряду с традиционным очным обучением, — это эффективное применение современных технологий, способ­ствующее образовательному процессу.




  • Фото Максима БОБРОВА
  • Депутат Госдумы РФ Алена АРШИНОВА
  • Директор гимназии № 6 Валентина ЛАЗАРЕВА
  • Преподаватель информатики Сергеем ИЖБАРАЕВ.