Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

И.Моторин: о проблемах в жилищном строительстве, объединении городов и перспективах развития

Встреча в редакции. В центре — министр информационной политики и массовых коммуникаций ЧР Валентина Андреева и Иван Моторин. © Фото Валерия баклановаИ.Моторин: о проблемах  в жилищном строительстве, объединении городов и перспективах развития Полигон ТБО ООО “Хевел” Иван Моторин ГУП “БОС” 68-я отметка

Встреча в редакции. В центре — министр информационной политики и массовых коммуникаций ЧР Валентина Андреева и Иван Моторин. © Фото Валерия бакланова


1

Нечасто так везет журналистам отдельно взятой газеты — получить самые свежие комментарии к вопросам по судьбоносным для республики и Новочебоксарска событиям. 31 июля в редакции “Граней” побывал Председатель Кабинета Министров Чувашской Республики Иван МОТОРИН. Каждый журналист смог задать свой вопрос и получить на него ответ. На наш взгляд, разговор получился откровенным и полезным.

И тогда, и сейчас “за”
Валерий МУТРИСКОВ: Мы недавно готовили материал о генеральном плане города. К 2025 году наша граница должна дойти к “Вятке”. Спрашиваю специалистов: “Куда мы дальше будем развиваться?” Говорят: некуда. Есть ближайшие земли за Кукшумом, но они Чебоксарского района.
Вспоминаю, когда мы несколько лет назад обсуждали тему соединения Чебоксар и Новочебоксарска, ваша позиция была однозначна: вы высказывались “за”. Сегодня изменилась ваша точка зрения или нет?

Иван МОТОРИН: Зайдя в редакцию, я как раз вспомнил визит в 2008 году. Тогда, в преддверии референдума, ко мне обратилась администрация Новочебоксарска с просьбой помочь разъяснить горожанам, в чем выгода от объединения и есть ли она вообще. Правительство тогда было однозначно за объединение. Приводилось много доводов. За пять лет эта точка зрения не изменилась.
На самом деле объединение фактически произошло. Границы Чебоксар передвинуты максимально близко к Новочебоксарску. Проект “Новый город” реанимирован. Это теперь не просто застройка, а жилая территория, объединяющая два города.
Вы совершенно точно заметили: сегодня и Новочебоксарск, и Чебоксары переживают проблему нехватки земель — существующие границы фактически застроены. Чебоксары эту проблему на какой-то период решили за счет включения “Нового города” и перевода земель сельхозугодий по ул. Богдана Хмельницкого.
Сегодня застраиваются территории, которые по каким-то технологическим причинам в советское время не были выгодны. Новые технологии позволяют строить даже в оврагах. Например, “Старко” реализует проект “Подземный город”.
Чебоксары активно ищут землю, и ориентир будет в сторону Новочебоксарска. Сегодня Минстрой Чувашии, администрация Чебоксар и застройщики ведут переговоры по включению в ближайшее время в черту города земель для застройки нового микрорайона Новоюжного жилого района с учетом волеизъявления Чебоксарского района.
Аналогичную работу необходимо начинать и Новочебоксарску, потому что сегодня для застройки у вас остался один микрорайон. Думаю, в ближайшее время по нему пройдут аукционы. После этого вопрос о земле встанет еще острее. Новочебоксарск — один из отстающих муниципалитетов по выделению земель многодетным семьям. Одна из причин — отсутствие земель.

По поводу референдума, думаю, тогда был недооценен менталитет новочебоксарцев — они любят свой город и идентифицируют себя именно с Новочебоксарском. Наша позиция не революционная, а эволюционная. К этой теме мы вплотную подойдем в ближайшие годы. Если будет инициатива жителей Новочебоксарска, естественно, депутаты Госсовета и правитель­ство ее поддержат.
Объединение сегодня по факту уже идет. Например, объединяются “Водоканалы” и БОС в единую систему водоснабжения и водоотведения. Со временем будут установлены и общие тарифы. Эти изменения идут спокойно, эволюционно, без политизирования темы.
Я считаю, что в Новочебоксар­ске медленно развивается жилищный рынок. В Чебоксарах он более развит. Понятно, новочебоксарцы при желании могут переехать в столицу, но если бы мы жили в одном городе, миграционные процессы происходили бы активнее.
Нас настораживает и то, что цены в Новочебоксарске сегодня сопоставимы с ценами в массовых застройках Чебоксар. Раньше стоимость жилья в Новочебоксарске была ниже примерно на 15-20 процентов.

В Чувашии не самая дешевая рабочая сила
Алексей МИГУНОВ:
Чем вызвано падение экономики в первом квартале?
— Вы, наверное, имеете в виду, в первую очередь, промышленность? Потому что такие отрасли экономики, как торговля, сельское хозяй­ство, уровень доходов населения, в республике развиваются с положительной динамикой.
Что касается промышленности, то в моем понимании это совершенно объективная ситуация для Чувашии. Во-первых, сделаем экскурс в 2009 год. У нас было одно из самых больших падений в Российской Федерации, в районе 30 процентов, в ПФО мы были в тройке — после Самары и Ульяновска. За три года отставание удалось ликвидировать.
Во-вторых, не решена до конца проблема группы компаний “Тракторные заводы”. Концерн работает в режиме долговой нагрузки, которая превышает 35 миллиардов рублей. В 2013 году должна была начаться выплата основного долга.
Следующая причина — замедление российской экономики. Как и в 2009 году, в первую очередь страдают регионы с высокой долей машиностроительного сектора. Например, сегодня мы отмечаем минимальный спрос на вагоны — на уровне трехлетней давности. А что значит для Чувашии “Пром­трактор-Вагон”? В прошлом году предприятие отгрузило продукции на 14 миллиардов рублей. И если в этом году завод три месяца стоял и не работал, естественно, данное обстоятельство отразилось на показателях первого полугодия.
Наши ожидания связаны с четвертым кварталом. Сохранится положительный спрос на продукцию, соответственно, мы ликвидируем глубокое отставание, которое сегодня составляет порядка 15 процентов к прошлому году. По другим направлениям у нас позитивная ситуация.
На днях на коллегии Минэкономразвития Чувашии как раз обсуждалась данная тема. Многие высказались — ждем позитива, а правительство готово всячески содей­ствовать им в меру своих сил.
Ирина ПАВЛОВА: Предприятия Чувашии пояса затянули потуже еще в 2009 году. И никак их не освободят. В республике самая дешевая рабочая сила и зар­платы с кризисных времен особо не растут.
— Я бы не сказал, что в Чувашии самая дешевая рабочая сила. Нам, конечно, не сравниться с Москвой, Нижегородской областью или Татарстаном.
Если до 2008 года мы были десятые среди регионов ПФО по уровню зарплаты, опережая Мордовию, Марий Эл, Кировскую и Ульяновскую области, то после падения в 2010 году, когда Чувашия была на 12-м месте в ПФО, к 2013 году вернулись на докризисный уровень. По средним темпам мы сейчас выше и в ПФО, и в Россий­ской Федерации. По реальным располагаемым денежным доходам также наблюдается позитивная динамика.
Я всем всегда желаю, чтобы зар­плата была больше. Увеличатся доходы граждан, значит, будут и расходы, увеличится валовый региональный продукт — будет меньше социальных проблем.

“Химпром” перестал латать дыры
Алексей БЕЛОВ:
Тенденция в промышленности коснулась Новочебоксарска тоже, это закрытие Новочебоксарского хлебозавода, уход “САН ИнБева” и все никак не открывающийся “Хӗвел”.
— Единственный, кто дает поводы для опасений уже не один год, — это “Химпром”. Почему? Кто был на “Хим­проме”, тот поймет.
Я первый раз посетил его в 2009‑м. Увидев предприятие, для себя сделал вывод: если не принять решения по глубокой серьезной модернизации, то оно прикажет долго жить. После посещения состоялась встреча с представителями компании ЗАО “Ренова Оргсинтез”. Они рассказали о том, что у них есть инвестиционные планы. Сегодня предприятие работает на технологиях сороковых годов прошлого века, а рынок требует продукции, произведенной в соответ­ствии с современными изменениями отрасли.
В течение последних лет менеджмент предприятия пошагово улучшает ситуацию. Расходуются сотни миллионов рублей на повышение безопасной работы предприятия. До 2010 года большая часть (до 90 проц.) средств предназначалась для латания дыр, а к 2012 году около 80 процентов из этих средств направлялось на коренную замену оборудования. На предприятии поняли, что не дыры надо латать, а модернизировать производство. И это позитивный сдвиг.
На днях собственники поделились планами по строительству нового производства и подписанию Соглашения с шведской компанией на поставку технологического оборудования. К 2015 году ожидаем совершенно новое современное предприятие с большими перспективами в будущем.
Что касается хлебозавода, он так и не смог выйти на стабильную работу. Собственники оказались неэффективными. С точки зрения вклада в экономику завод дает небольшой процент, но, думаю, городу важно иметь свой хлебозавод. В этом плане администрации стоит поработать с новыми соб­ственниками.
От ОАО “САН ИнБев” никто не ожидал такой ситуации. За по­следние два года они оптимизировали все, что можно. По показателям завод очень хорошо смотрелся. Причина произошедшего, полагаю, в глобализации.
Руководство компании подо­шло к рубежу, когда накупили много производств. А в штаб-квартире, в Америке или Бельгии, решили, что иметь маленькие заводы не­эффективно. Собственник — компания “Анхойзер-Буш ИнБев” — обратился к нам с просьбой помочь новочебоксарскому филиалу ОАО “САН ИнБев”.
Мы не отказывали, но за консультацией обратились в Правитель­ство России. И получили ответы от таких ведомств, как Минпром­торг России, Минфин России, Росалкогольрегулирование. Все высказались категориче­ски против. После этого правительство республики, кстати, отменило постановление в поддерж­­ку Чебоксарского ликероводочного завода. И ничего, они работают.
Валерий МУТРИСКОВ: “Хӗвел” запустится? Какова ваша точка зрения по этому объекту?
— Завод построен. Когда он запустится и какие у него перспективы? На эти вопросы четкого ответа ни у собственников, ни у менеджеров сегодня нет.
Планировалось строительство завода в одних условиях, с ориентацией на спрос как внутри России, так и в Европе. Но за это время было реализовано несколько проектов в Китае, а там, вы знаете, масштабно подходят к таким вопросам: решают проблему глобально, продают свою продукцию во всем мире. Плюс ко всему в Европе отменили льготы в области солнечной энергетики. Рынок стал менее привлекательным для инвесторов.
Проблема ООО “Хӗвел” обсуждалась на уровне Правительства России. Одно из предложений — массовое строительство солнечных станций в таких субъектах, как Алтай­ский край, Краснодар и ряде других регионов. К чему это может привести? Возможно, изменят дату запуска проекта. Мне хотелось бы, чтобы он был запущен в ноябре, как и стоит в планах инвесторов и руковод­ства региона.

Дезодоранты доустановят, а третьей очереди не будет
Ирина ПАВЛОВА: На днях было сообщено о том, что продлено финансирование третьей очереди реконструкции ГУП “БОС”. С чем это связано? Мы понимаем, что это не решит проблему запаха, наверное, городу придется жить с этим еще долго, лет 10, а то и больше, до тех пор, пока не решится вопрос с открытыми шламонакопителями. Но вы, наверное, знаете ответ на вопрос, когда же исчезнет запах с очистных?
— Строительство третьей очереди не решит эту проблему. Это два разных процесса. Если говорить об устранении запаха, то определенная работа со стороны ГУП “БОС” проводится, аэрозольный аппарат установлен. Никто не скрывает, что работа до конца не доведена.
Руководитель сегодня прикладывает усилия по завершению проекта, дезодоранты будут подведены к 12-му шламонакопителю. Во время последней встречи он обещал, что работу до конца года выполнит. Результат, думаю, будет.
Есть предложение и по шламонакопителям. Жители Новочебоксар­ска знают, что на предприятии реализуется проект сушки илового осадка. Сегодня предлагается высушенный ил (гранулы) использовать как естественный наполнитель при устранении запаха в шламонакопителях. Фактически будет естественный саркофаг, и он устранит запах.
Что касается финансирования третьей очереди, то специалисты предприятия проанализировали ситуацию и выяснили, что стоков стало гораздо меньше и две имеющиеся линии с ними отлично справляются.
Да, с точки зрения объединения городов строительство третьей линии необходимо. Но это вопрос будущего. Нормально линию можно будет загрузить в 2050-2070 годах. Сегодня же острой нужды в ней нет. Договор на строительство третьей очереди будет пересмотрен по соглашению сторон, что в дальнейшем даст возможность ГУП “БОС” вести инвестирование проекта самостоятельно, а это, в свою очередь, позволит сэкономить на возврате НДС и эффективно формировать тарифную политику. Никакой трагедии здесь нет. Я считаю, что это нужно было сделать еще в 2010 году.
Главное, чтобы люди не почув­ствовали одномоментного повышения тарифов. Если будет введен объект на 2 миллиарда рублей, то амортизация, налоги на имуще­ство — все это ляжет в тарифы, по­этому сегодня мы отнеслись к этому вопросу сбалансированно. Минфин Чувашии завершил переговоры по выделению кредитной линии Сбербанком на текущий год. Дополнительно до конца года будут выполнены работы на 150-200 миллионов рублей.

Полигон ТБО достроит “ГЭСстрой”
Ирина ПАВЛОВА:
Какова ситуация сейчас на полигоне ТБО?
— Объект тяжелый. Я, честно говоря, редко нервничаю, но именно он доставляет больше всего негативных эмоций. Пресловутый “Парнас”, который даже упоминать не хочется. Сейчас с ним заключено мировое соглашение, расторгнут прежний договор.
Администрация Новочебоксар­ска скорректировала проектно-сметную документацию исходя из фактически проведенной работы, провела новый аукцион на заключение контракта. 12 июля он должен был состояться. Ни одна компания не заявилась на него.
Я думаю, подрядные организации от этого строительства удовольствия не получают, хотя выгода в этом заказе есть, администрация вернулась к первоначальной стоимости проекта. По результатам аукциона у администрации появилась возможность самой выбрать подрядчика. Им стало ОАО “ГЭСстрой”, совместно с ООО “Воддорстрой” достроит объекты “Солнечной долины” и первой карты.
Остается нерешенным вопрос с сортировочным комплексом. Со­вместно с городами мы предпринимаем сейчас, как бы это пафосно ни звучало, титанические усилия по разрешению конфликтов с инвесторами и соблюдению всех юридиче­ских требований законодатель­ства в области государственно-частного партнерства.
В свое время Чебоксары провели конкурс на привлечение част­ного инвестора. Условием было предоставление земельного участка. Конкурс состоялся. Сейчас, увы, идут судебные тяжбы. Недавно мы встречались со всеми участниками процесса и договорились, что решим данный вопрос в течение двух недель.
По поводу дороги. Проект сложный. Есть вопросы по оформлению земли, качеству проектно-сметной документации, урегулированию социальных конфликтов с населением. Однако нет сомнений, проект будет реализован в строго указанные в государственном контракте сроки. Данная работа находится на постоянном контроле правитель­ства и Главы республики.
Валерий МУТРИСКОВ: На каком этапе находится вопрос по поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки?
— Проект направлен заказчиком на экологическую экспертизу. Документация принята, по закону через три месяца должны получить результаты. Подождем заключения экспертов.

Грейв — пес добрый, компанейский
Ирина ПАВЛОВА:
Как вы относитесь к прессе? Как работаете с критическими статьями?
— Отношение серьезное. Если статья интересная, помечаю, возвращаю в секретариат, чтобы и другие министры ознакомились, хотя, возможно, они и читали статью до меня. По некоторым публикациям даю поручения.
Если вы считаете, что на вашу статью следует обратить внимание, можете отправить мне ее на электронную почту.
Алексей БЕЛОВ: Что читаете из федеральных изданий?
— “Коммерсант”, “Ведомости” интересно пишут, критики достаточно и не перегибают. Люблю книги. Читаю сейчас подаренную коллегами книгу воспоминаний об Алексее Николаевиче Крылове — нашем земляке, известном кораблестроителе.
С возрастом все меньше интересует художественная литература, больше увлекают публицистика, воспоминания, мемуары, документалистика.
Мария ВАЗИКОВА: Есть ли у вас свободное время и как его проводите?
— Отдыхаю с семьей, как и все. Бываем на даче.
Ирина ПАВЛОВА: Медведев с Путиным на рыбалку ездят. А вы с Михаилом Игнатьевым как отдыхаете?
— С Михаилом Васильевичем у нас в спорте разные интересы. Он любит лыжи, я к ним равнодушен. В школе был выбор: кросс или бег на лыжах. Я выбирал пробежку.
У нас в правительстве вторник и четверг — спортивные дни. В спорт­зале мы встречаемся на волейбольной и баскетбольной площадках и совместно играем в команде правительства.
В последнее время добавились обязанности — прогулки с собакой. Купил ее, кстати, в Новочебоксар­ске. Просили дети, а выгуливать приходится мне. Зовут его Грейв. Пес встает рано, в полпятого начинает меня облизывать. Обычно у меня будильник на пять часов стоит, но приходится вставать и идти с ним. Очень добрый пес, компанейский.

 

 

  • Встреча в редакции. В центре — министр информационной политики и массовых коммуникаций ЧР Валентина Андреева и Иван Моторин. © Фото Валерия бакланова