Справочник по охране труда — система ГАРАНТ

Гениальная жизнь Степана Эрьзи на родине и чужбине

Скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя за работой. Фото ТАССГениальная жизнь Степана Эрьзи на родине и чужбине скульптор Степан Эрьзя 100 символов Чувашии

Скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя за работой. Фото ТАСС

Одна  из самых  знаменитых  скульптур Степана  Эрьзи — “Моисей”.  В настоящее время находится  в Музее изобразительного  искусства в Саранске.Гениальная жизнь Степана Эрьзи на родине и чужбине скульптор Степан Эрьзя 100 символов Чувашии

Одна из самых знаменитых скульптур Степана Эрьзи — “Моисей”. В настоящее время находится в Музее изобразительного искусства в Саранске.

Дом матери скульптора М.И. Нефедовой на Старобазарной улице в Алатыре.Гениальная жизнь Степана Эрьзи на родине и чужбине скульптор Степан Эрьзя 100 символов Чувашии

Дом матери скульптора М.И. Нефедовой на Старобазарной улице в Алатыре.

Церковь Казанской Божией Матери в селе Алтышево, где находилась церковно-приходская школа, в которой учился Степан Нефедов.Гениальная жизнь Степана Эрьзи на родине и чужбине скульптор Степан Эрьзя 100 символов Чувашии

Церковь Казанской Божией Матери в селе Алтышево, где находилась церковно-приходская школа, в которой учился Степан Нефедов.

Дом-музей Эрьзи в селе Баево (Мордовия).Гениальная жизнь Степана Эрьзи на родине и чужбине скульптор Степан Эрьзя 100 символов Чувашии

Дом-музей Эрьзи в селе Баево (Мордовия).


0

Он же Эрзя, скажет кто-то. Не земляк нам никак, скажет другой. Да, он родился в мордовском селе Баево, которое в конце XIX века входило в Симбирскую губернию, а сейчас находится в составе Мордовии. Но все свое детство и юность всемирно известный скульптор Степан Эрьзя (настоящая фамилия Нефедов) провел в наших селах Алтышево и Ахматово. Так что он пусть немножко, но и наш тоже. А учитывая масштаб этого гения, достаточно и тех немногих соприкосновений, чтобы считать его своим земляком и гордиться им. 


Колыбель его — Алатырь

Первые его работы как молодого художника были сделаны в иконописных мастерских Алатыря. Поля, крестьяне, дух и атмосфера того времени — все это он впитал в детстве и пронес через всю свою жизнь и через страны и океаны, а в конце своего пути вернулся домой, на родину. 

После 23 лет жизни в Аргентине Эрьзя вернулся в Россию на корабле, с собой у него был ценный груз весом 700 тонн. Это 250 скульптур, для которых уже после смерти мастера в столице Мордовии Саранске был специально построен музей — Мордовский республиканский музей изобразительного искусства, где в огромных залах открылась постоянная экспозиция работ Эрьзи. 


Москва встретила холодно

Степан Эрьзя вернулся в Россию в 1950 году с большими надеждами — работать, творить и открыть свой музей. Но родина мировую известность встретила довольно скромно. Долго скульптор ждал мастерскую, чуть позже его наградили орденом Трудового Красного Знамени, а музея все не было. Спустя девять лет он умер в Москве, а похоронили его в Саранске.

Это было третье возвращение Эрьзи в Россию. Первый раз он вернулся в 1914 году после восьми лет жизни во Франции и Италии, куда он уехал совсем молодым юношей сразу после окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Эрьзя приехал из провинциального Алатыря в Москву с мечтой стать художником, после того как несколько лет ездил по поволжским городкам — писал иконы. Он даже пытался наладить их продажу, но дело не пошло. В училище стремительно набирался опыта и знаний, перевелся на скульптурное отделение. Его выпускные работы впечатляли не только преподавателей, но и меценатов, один из которых — Тинелли — пригласил молодого мастера в Италию. 


Рукоплещут Италия, Франция и весь мир

Имя Эрьзи впервые на весь мир громко прозвучало в 1909 году на международной выставке в Венеции. Его скульптура “Последняя ночь осужденного перед казнью” произвела настоящий фурор. В 1910 году Эрьзя переехал из Италии во Францию. В этот период мастер работал в основном над скульптурными портретами, среди которых было немало женских образов: “Норвежская женщина”, “Марта” и другие. 

В 1914 году, когда началась Первая мировая война, Эрьзя вернулся на родину. В военное время он работал санитаром в московском военном госпитале, времени на занятия скульптурой у него почти не оставалось.

Но революция открыла новые возможности для скульптора. Сначала он, вдохновленный, ходил на митинги, но это ему быстро надоело, и Эрьзя по­ехал по городам строить новые памятники. Жил на Урале, Новороссийске, Баку, Батуми. Во всех городах им были созданы разные памятники, в основном все они были связаны с новой идеологией. Так появились на Урале первый памятник Ленину, уральским коммунистам и “Освобожденный труд”. Сделанные из цемента, они достаточно быстро разрушились и ушли в небытие. 

Скульптуры Эрьзи очень нравились Луначарскому, и благодаря его протекции мастер в 1926 году уезжает в Париж для подготовки выставки и остается там на полгода. В 1927-м из Франции перебирается в Аргентину по приглашению президента этой страны. 


Эрьзя — первопроходец

За свою долгую жизнь Эрьзе удалось создать целую галерею ярких, необыкновенных по своей красоте и выразительности образов.

Ему суждено было стать первопроходцем. Попав в Аргентину, он открыл для себя новый материал — субтропические породы дерева кебрачо и альгарробо. С ними не работал до Эрьзи ни один скульптор. Многие из этих произведений можно увидеть в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств, носящем его имя.

В 1950 году, после нескольких лет ожидания, Эрьзя получил разрешение Сталина вернуться в СССР. Он привез с собой десятки работ, которые подарил государству.

Мало кто из российских скульпторов удостоился в XX веке такого широкого признания, как Степан Эрьзя. Москвичи старших поколений помнят очереди, тянувшиеся в 1954 году к выставочному залу на Кузнецком мосту, где состоялась первая выставка мастера после возвращения из длительной эмиграции, ставшая по­следней при его жизни.

Скончался скульптор-труженик за работой в своей мастерской в декабре 1959 года в Москве, а похоронен в Саранске. После смерти Эрьзи его произведения вернулись на родину мастера — в Мордовию.

Фото автора и из интернета


ФАКТЫ

• 8 ноября исполнилось 145 лет со дня рождения скульптора Степана Эрьзи. 30 ноября в Москве открылось новое арт-пространство — “Эрьзя-центр”. Создать музей скульптору обещали еще советские власти, когда приглашали его на родину.

• Московская компания “Аллюр-фильм” приступила к съемкам кинокартины под рабочим названием “Художник с душой Эрьзя”. По предварительным замыслам, основная часть съемочного процесса пройдет в мордовском селе Баево, в чувашском Ахматове, где некоторое время жила семья Нефедовых, и в Саранске.

• Дом-музей С.Д. Эрьзи открыт в 1976 году, в год 100-летия со дня рождения скульптора. Ежегодно музей посещают более 2500 человек. Гости могут отведать блюда национальной кухни, прокатиться верхом на лошади, полюбоваться просторами села Баево, сидя в фаэтоне или конных санях.




  • Скульптор Степан Дмитриевич Эрьзя за работой. Фото ТАСС
  • Одна  из самых  знаменитых  скульптур Степана  Эрьзи — “Моисей”.  В настоящее время находится  в Музее изобразительного  искусства в Саранске.
  • Дом матери скульптора М.И. Нефедовой на Старобазарной улице в Алатыре.
  • Церковь Казанской Божией Матери в селе Алтышево, где находилась церковно-приходская школа, в которой учился Степан Нефедов.
  • Дом-музей Эрьзи в селе Баево (Мордовия).