Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Если ребенку учиться трудно

Детский нейропсихолог Марина Ильина показала родителям несколько простых проб, которые помогут понять, нужна ли ребенку помощь специалиста перед поступлением в школу. Если ребенку учиться трудно Здоровье школьников

Детский нейропсихолог Марина Ильина показала родителям несколько простых проб, которые помогут понять, нужна ли ребенку помощь специалиста перед поступлением в школу.


0

От чего зависит успешность ребенка в школе? Как помочь ему справиться с трудностями в учебе, а еще лучше избежать их? Каждый ответственный родитель ищет ответы на эти вопросы. На помощь пришли специалисты детского отделения Республиканской психиатрической больницы — здесь состоялся день открытых дверей, посвященный школьной неуспеваемости.

Пока не может и не умеет
Результаты исследований гласят, что до 40% детей к 6-7 годам не готовы к школьным нагрузкам, причем мальчиков среди них значительно больше, чем девочек.
По словам заведующего дет­ским отделением Республиканской психиатрической больницы Ирины Петровой, одна из причин трудностей обучения в первом классе — несоответствие функциональных возможностей ребенка требованиям школы.
Это называется школьной незрелостью: такой ребенок еще не может высидеть за партой положенные 45 минут, не умеет долго удерживать внимание и контролировать выполнение поставленной учителем задачи. А значит, он не готов постигать азы наук без сильного напряжения и вреда для здоровья.
“Незрелые” дети часто становятся неуспевающими, что отражается на их настроении и отношении к учебе. Они могут наотрез отказываться ходить в школу, рвут тетради, бросают учебники, превращаются в агрессоров.
Врачи-психиатры предупреждают, что на эти тревожные звоночки нельзя не обращать внимания, как и усугублять ситуацию руганью и наказаниями. Дело может дойти до невроза и даже депрессии, поэтому лучше обратиться за консультацией к специалисту.

Принять и помочь
Самое сложное — это умерить родительские амбиции, принять своего ребенка со всеми его проблемами и настроиться на совместную работу в позитивном ключе.
Именно в первом классе, по словам Ирины Петровой, у школьника самые низкие адаптационные возможности.
Поговорите с учителем, советуют врачи. Школьник с трудностями обучения должен выполнять посильные задания, чтобы не чувствовать себя ущербным и не терять интерес к учебе. Если учитель не принимает вашего ребенка, ситуация усугубится. Хороший результат возможен только в связке “семья — врач — педагог”.
Даже если диагностировали задержку психического развития или синдром дефицита внимания, компенсировать эти состояния при правильном подходе можно уже к 10-12 годам, обнадеживают психиатры.

За “домашку” — с радостью
“Часто у детей недоразвит фонематический слух: они неправильно распознают звук, но слышат при этом хорошо, — отметила врач-психиатр, детский нейропсихолог Марина Ильина. — Вы говорите “б”, а ребенок произносит “п” (то же самое с т — д, ж — ш, з — с и так далее). Значит, проблема есть, и надо ее решить до поступления в школу.
Школьник правильно запишет текст под диктовку учителя, если он верно слышит звуки, может соотнести их с буквами, а затем без ошибок их прописать. Мало того, надо еще правильно расположить буквы на строчках. С этим будут сложности, если плохо развита простран­ственная ориентация”.
К 7-8 годам начинают работать лобные доли мозга, которые отвечают за программирование, коррекцию и контроль своих действий. Хотите развить эти способности, составляйте вместе планы на день, режим дня, готовьте с детьми по рецептам, занимайтесь аппликацией, лепкой, конструированием по заранее спланированному с ребенком плану”.
Важно создавать ситуации успеха, чтобы повышать мотивацию. Ребенок должен активно участвовать в учебном процессе. Обсуждайте с ним задания, дайте право выбора, например, спросите, с чего бы он хотел начать работу над домашними уроками, какого цвета ручку выберет.
Придумайте, как настроиться на позитив перед выполнением домашней работы: прочитайте забавные стихи, спойте песню, поиграйте в любимую игру. Приступать к занятиям надо с чего-то, что радует.
 
Пишем на ладошке
Логопед Анна Архипова уверена, что развитая речь — основа успешной учебы. Есть трудности с пересказом? Начните с простейших народных сказок.
Артикуляционная гимнастика укрепит язычок и мышцы лица, что поможет четче произносить буквы, улучшит дикцию. А это, кстати, полезно и взрослым.
Ребенок путает буквы? Поиграйте: сложите буквы из магнитного алфавита в мешочек, а ребенок на ощупь, с закрытыми глазами, определяет, какую он достал.
Можно “писать” буквы и цифры на ладошке, на спине ребенка — пусть угадывает.

Тренируем эмоции
“Учите детей правильно выплескивать свои эмоции, разгружаться”, — советует медицинский психолог Александра Сендикеева. Например, предложите ребенку “порубить дрова”: поднять руки вверх с воображаемым топором и с криком “Ха!” резко опустить “топор”. Не хватило одного раза — повторите.
Эмоции тоже можно и нужно тренировать. Попросите малыша нахмуриться, как осенняя тучка, а потом улыбнуться, как кот на солнышке. Испугаться, как заяц волка, затем показать, как устал папа после работы.
Полезно расслабиться под спокойную музыку: найти в Интернете звуки леса или прибоя, выключить свет, закрыть глаза и полежать несколько минут с ребенком, воображая себя под струями водопада.

Подводим итоги
Причин неуспеваемости может быть множество: от незначительных нарушений в развитии зон мозга до серьезных патологий. Не надо ждать, пока проблема “сама рассосется”. Иначе трудности с учебой станут устойчивыми, и справиться с ними будет намного сложнее. Часто неуспеваемость — результат нашего, родительского, безразличия, нашего “авось само пройдет”.
За год до школы лучше пройти консультацию у детского невролога, нейропсихолога, логопеда.
Расширяйте кругозор ребенка: разговаривайте с ним на отвлеченные темы, рассказывайте об окружающем мире, читайте книги, учите стихи, песни. Чаще гуляйте и играйте вместе в по­движные и настольные игры, создайте ощущение нужности и безопасности в семье, пусть в вашем доме царит позитивный настрой на будущее.
Развивайте не только интеллектуальные способности ребенка (счет, чтение и т.д.), но и эмоциональную сферу, умение владеть своим телом, контактировать со сверстниками и взрослыми, действовать по заданным правилам. Дети должны правильно оценивать то, что сами чувствуют, понимать эмоциональное состояние собеседника, чтобы строить гармоничные отношения в социуме.

 

Сложите руки над головой, изобразив “крышу дома”, и по­просите вашего малыша повторить. Коснитесь кулаком подбородка, затем носа, лба. По­вторяет без ошибок? Если нет, со школой лучше повременить. Не менее важно и чувство ритма. Если ребенок танцует в такт музыке, скорее всего, у него не будет проблем с чтением и грамматикой. В противном случае помочь могут логоритмические занятия, уроки танцев.
  • Детский нейропсихолог Марина Ильина показала родителям несколько простых проб, которые помогут понять, нужна ли ребенку помощь специалиста перед поступлением в школу.