Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Эрудиты, дерзайте!

0

Полная приключений жизнь автора “Маленького принца”

 

110 лет назад, 29 июня, в Лионе появился на свет Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери — французский писатель, поэт и профессиональный летчик. Он был третьим из пятерых детей виконта Жана де Сент-Экзюпери. В 4-летнем возрасте мальчик остался без отца, и его воспитанием занималась мать. В 1912 году на авиационном поле в Амберье Антуан впервые поднялся в воздух на самолете знаменитого летчика Габриэля Вроблевски. Сент-Экзюпери окончил иезуитскую школу в Ле-Мане, обучался в пансионе католиков в швейцарском Фрибурге, не прошел по конкурсу в военно-морской лицей и в 1917 году стал студентом Школы изящных искусств в Париже на факультете архитектуры.

 

В 1921 году Сент-Экзюпери прервал действие отсрочки для студентов и был призван на военную службу. В 1922 году по окончании курсов для офицеров запаса в Аворе получил звание младшего лейтенанта, а в октябре продолжил службу в 34-м авиационном полку в Бурже под Парижем. В январе 1923 года в авиакатастрофе он получил черепно-мозговую травму, и в марте был комиссован, после чего в Париже занимался без особого успеха писательством, торговал автомобилями и книгами.

 

В 1925 году Экзюпери стал пилотом компании “Аэропосталь” и занимался доставкой почты в Африку на линиях Тулуза — Касабланка — Дакар. В 1927 году он получил назначение руководить аэропортом Кап-Джуби на краю Сахары. Там Экзюпери написал свой первый роман “Южный почтовый”, изданный в 1929 году издательством Галлимара. В 1931 году писатель вернулся во Францию и женился на Консуэло Сунсин. В октябре был издан роман “Ночной полет”, удостоенный литературной премии “Фемина”. В 1932 году Сент-Экзюпери чуть не погиб при испытаниях нового гидросамолета, едва успев выбраться из кабины тонущей машины. В 1934 году поступил на работу в авиакомпанию “Эр Франс” (бывшая “Аэропосталь”), а в апреле 1935-го в качестве корреспондента газеты “Пари-Суар” посетил СССР и описал этот визит в пяти очерках.

 

29 декабря 1935 года на собственном самолете попытался поставить рекорд при перелете Париж — Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне — пилота и механика спасли бедуины. В августе 1936 года по договору с газетой “Энтрансижан” Сент-Экзюпери писал репортажи из охваченной гражданской войной Испании. 15 февраля 1938 года при перелете Нью-Йорк — Огненная Земля он потерпел еще одну аварию в Гватемале и долго восстанавливал здоровье.

 

В 1941-1943 годах после поражения Франции в войне Экзюпери жил в США, где написал прославившую его на весь мир книгу “Маленький принц” (она до конца ХХ века неоднократно экранизировалась, а в 2003 году луна астероида “45 Eugenia” получила название “Маленький принц”). В 1943 году Экзюпери восстановился в ВВС Франции, а 31 июля 1944 года не вернулся из разведывательного полета. Лишь в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет с надписями “Antoine”, “Consuelo” (так звали жену летчика) и “c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA” (адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери). В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолета, а осенью 2003 года специалисты подняли фрагменты летательного аппарата, в том числе часть кабины. По серийному номеру установлено, что это действительно машина Сент-Экзюпери.

 

155-летие “прессы-за-пенни”

 

155 лет назад, 29 июня, начался выпуск известной во всем мире английской газеты “The Daily Telegraph”. Примечательно, что появление издания косвенно связано с Россией: газету основал английский полковник Артур Слей, чтобы получить трибуну для критики герцога Кембриджского, кузена королевы Виктории, героя Крымской войны и противника военных реформ. Через несколько месяцев газету выкупил крупный издатель Джозеф Леви. Он превратил “Дейли телеграф” в занимательное чтиво для широкой пуб­лики и позиционировал издание как “самое большое, самое лучшее и самое доступное в мире”, а стоила газета всего один пенс, став родоначальницей так называемой “прессы-за-пенни” и побив рекорды по тиражам.

 

До сих пор “Дейли телеграф” является одной из наиболее популярных газет в Великобритании наряду с “The Times”, “The Guardian” и “The Independent”. Средний ежедневный тираж составляет 800 тысяч экземпляров, а в 2006 году доходил до 900 тысяч. До 2004 года “Дейли телеграф” контролировалась медиа-магнатом Конрадом Блэком, но после ряда судебных разбирательств перешла за 665 миллионов фунтов стерлингов к компании братьев Барклаев (они также издают американскую “Chicago Sun-Times” и израильскую “Jerusalem Post”).

 

Вечно растущий Новочебоксарск

 

За полвека существования Новочебоксарск стал довольно крупным городом, во многих европейских странах он выглядел бы более чем солидно. К примеру, население Рейкьявика 119 тысяч человек, а в нашем городе живут 127 тысяч (30 лет назад было на 50 тысяч меньше). При этом площадь столицы Исландии 274 квадратных километра — даже больше, чем Чебоксар (233). Новочебоксарск значительно компактнее — 72 квадратных километра (втрое меньше столицы республики, но плотность населения у нас заметно выше — 2470 человек на квадратный километр против 1895 в Чебоксарах). Средний прирост площадей получается около 15 квадратных километров в десятилетие, однако нынешние границы утверждены в 1998 году, а увеличивалась территория неравномерно.

 

О строительном буме в начале 60-х мы уже упоминали в нашей рубрике. Тогда от первых нескольких домов на Коммунистической город примерно к 1967 году прибавил несколько кварталов, ограниченных также улицами Жени Крутовой, Винокурова и Советской. В последующие несколько лет город столь же стремительно разрастался вширь. Исчезли поля и пустыри между многоэтажками и рощей, Ельниково, появились новые улицы и бульвары: Комсомольская, Парковая, Гидростроителей, Зеленый, Солнечная…

 

С конца 70-х темпы роста стали постепенно уменьшаться, однако строительство к тому времени уже перешагнуло через овраг, так что обширные территории в районе Ельникова и Юракова превратились в очередные городские кварталы. Теперь Новочебоксарск, если глянуть на него с высоты, представляет собой довольно сложную фигуру, в которой можно усмотреть, к примеру, нечто вроде факела с основанием в виде промышленной зоны и “огнем” в виде рощи. Впрочем, фантазия может подсказать множество других вариантов, тем более город, конечно, не остановится на достигнутом и будет продолжать расти во всех направлениях.

 Для знатоков “Граней”

На вопросы второй июньской недели правильно ответили Г.Толбузова (учитель школы № 14), Н.Кузнецова (пенсионер), Н.Назарова (студентка), В.Григорьев (рабочий):
 а) судно Кусто названо в честь персонажа греческой мифологии нимфы Калипсо; б) ленинский призыв “Учиться, учиться и учиться” и стилизованное изображение огня, приведенные на снимке, выложены на стенах здания школы № 2.

А теперь вопросы третьей июньской недели:
1. В какой советской эстрадной песне, получившей особую популярность благодаря исполнению в известном фильме Т.Лиозновой, упоминается Экзюпери?
2. Какое место в старой части города попало на приведенный снимок из космоса?


Ответы принимаются в среду, 30 июня, по телефону
48-02-24 с 12.00 до 13.00; до этого времени ответы также можно отправлять по электронной почте на адрес alprosv@yandex.ru.