Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

ЕГЭ: Как подготовиться родителям

ЕГЭ по математике в республике сдали более 3,8 тысячи выпускников. Фото Олега Мальцева (2018 год)ЕГЭ: Как подготовиться родителям Мамам и папам ЕГЭ

ЕГЭ по математике в республике сдали более 3,8 тысячи выпускников. Фото Олега Мальцева (2018 год)

Папы и мамы из Новочебоксарска побывали в роли своих детей-выпускников во время акции “ЕГЭ для родителей”. Апрель 2021 года.ЕГЭ: Как подготовиться родителям Мамам и папам ЕГЭ

Папы и мамы из Новочебоксарска побывали в роли своих детей-выпускников во время акции “ЕГЭ для родителей”. Апрель 2021 года.

Дмитрий ЛЕПЕШКИН,  семейный психологЕГЭ: Как подготовиться родителям Мамам и папам ЕГЭ

Дмитрий ЛЕПЕШКИН, семейный психолог


0

Пришла ежегодная пора выпускных экзаменов. Это удивительное время, пропитанное запахом цветущей сирени. Возможно, поэтому запах сирени у многих из нас стойко ассоциируется с волнением и тревогой, которые мы тоже испытывали перед экзаменами. Волнение перед экзаменом — это обычное дело, это нормально. Хуже, когда накрывает парализующий страх, неконтролируемая паника или истерическая реакция. Источник один — запредельный стресс.

Что заставляет наших детей трястись от страха и лезть на стенку или, бывает, даже на крышу? В этой ситуации существует два основных источника стресса. Первый — это педагоги, которых тоже можно понять. Оценки, баллы учеников на экзаменах — это оценка профессионализма учителей. Понятно, что они нагнетают обстановку, нагоняют страха, чтобы дети лучше готовились.
Второй источник стресса, как ни парадоксально, это мы, родители, зачастую самый мощный источник. Тяжелым бременем на плечи детей ложится груз ответственности за наш родительский успех. Да-да, наш родительский успех. Хоть мы и маскируем его заботой о будущем наших детей. Это наши завышенные ожидания приводят детей в ужас: “А вдруг я не справлюсь?”, “Вдруг не оправдаю надежд?”, “Вдруг родители во мне разочаруются?”
А мы еще и добавляем: “В МГУ, и только на бюджет”, “Мы столько денег в репетиторов вбухали!” (ты виновата, что деньги потрачены зря), “Не поступишь — в дворники пойдешь” (ты меня разочаруешь), “Я только о твоем ЕГЭ и думаю, ночей не сплю” (мне плохо из-за тебя).
Так или иначе, мы создаем ситуацию “всё или ничего”, “пан или пропал”. Значимость момента и результатов экзаменов взлетают до небес, создавая невероятное давление на наших детей. Как будто сейчас решается вся жизнь выпускника. Более того, как будто решается вся жизнь его родителей, за которую теперь отвечает сын или дочь. За наш успех, как родителей, теперь отвечает ребенок. Не многовато ли ответственности для него? Для человека, который за свою-то жизнь только учится отвечать? Неудивительно, что детей трясет от страха, что у них случаются нервные срывы и истерики. Может ли ребенок в таком состоянии показать лучшее, на что он способен? Он даже то, что знает, не сможет достать из кладовых памяти, парализованный страхом.
Что мы, родители, можем сделать для того, чтобы помочь нашему чаду успешно сдать экзамены?
Первое — выдохнуть и успокоиться самим. Именно наш страх дети мгновенно считывают и заражаются нашими сомнениями. От состояния родителей напрямую зависит состояние выпускника. Мы спокойны, и он тоже успокаивается.
Второе — вселить уверенность. Важно рассказывать ребенку о его сильных сторонах, о том, что у него уже получилось. Не нужно в последние дни перед экзаменом усиливать подготовку. Не нужно дополнительно рассказывать сдающему экзамен, насколько важен этот момент и насколько от этого зависит его будущее. Наоборот, пожалуй, в последние дни стоит снизить значимость. То, что не было сделано за год, не получится нагнать в течение нескольких дней. Важно, чтобы к моменту экзамена выпускник подошел отдохнувшим, спокойным и уверенным. Уверенности же нашим детям придает знание, что каковы бы ни были баллы, родители будут любить так же, как и прежде. “Вне зависимости от моих оценок мои родители всегда за меня” — эта уверенность сродни могучей скале, которой не страшны никакие внешние бури.  “У тебя все получится” — вот что следует внушать сыну или дочери.
Третье — показываем перспективу. Стоит обрисовать несколько позитивных вариантов будущего. Отличные баллы — ок, бюджет МГУ, средние баллы — нормально, вуз поближе к дому, посредственные — техникум тоже неплохой вариант для начала. Многие известные и успешные люди начинали со среднего специального образования. Баллы не показатель. Более того, часто успешные люди были троечниками в школе, а многие краснодипломники не сумели реализовать свой потенциал в жизни. Эйнштейна тоже выгоняли из школы за неуспеваемость по математике. Это не помешало ему впоследствии открыть теорию относительности.
Прекрасные руководители часто получаются из людей, работающих в выбранной сфере на низовых должностях и параллельно обучающихся заочно. Сочетающих теорию с практикой.
Если есть цель, если есть мечта, есть желание, жизнь предоставляет нам множество дорог и разных вариантов реализации, ведущих к цели. Успешная сдача экзаменов — хороший шанс, но далеко не единственный.
Четвертое — следует снять с ребенка ответственность за жизнь родителей. Наше счастье и наш успех от детей не зависят. Все, что мы в них вложили, — это наш подарок. Дети вольны распоряжаться им по своему усмотрению. Мы будем очень рады, если они используют его по назначению. Это жизнь наших детей, и она в их руках. А нам, родителям, остается только смотреть и радоваться, глядя, как они уверенно встают на крыло и улетают в свою жизнь. В интересную, полную событий, свою студенческую жизнь.

Дмитрий ЛЕПЕШКИН, семейный психолог
  • ЕГЭ по математике в республике сдали более 3,8 тысячи выпускников. Фото Олега Мальцева (2018 год)
  • Папы и мамы из Новочебоксарска побывали в роли своих детей-выпускников во время акции “ЕГЭ для родителей”. Апрель 2021 года.
  • Дмитрий ЛЕПЕШКИН,  семейный психолог