Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Доверчивых мошенники любят, от подготовленных бегут

Управляющий Отделением-Национальным банком по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ Максим ФРОЛОВ.Доверчивых мошенники любят, от подготовленных бегут Личные финансы Кибербезопасность

Управляющий Отделением-Национальным банком по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ Максим ФРОЛОВ.

Чтобы защититься от кибермошенников, достаточно соблюдать простые правила.  Фото с сайта pcmag.comДоверчивых мошенники любят, от подготовленных бегут Личные финансы Кибербезопасность

Чтобы защититься от кибермошенников, достаточно соблюдать простые правила. Фото с сайта pcmag.com


0

Мошенники внимательно следят за новостями и на любые перемены придумывают новые легенды для похищения денег с банковских карт. К каким уловкам они прибегают сегодня, а также о нововведениях в борьбе с ними рассказал управляющий Отделением-Национальным банком по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ Максим ФРОЛОВ.


Карт всё больше

— Максим Петрович, сколько банковских карт выпущено в Чувашии?

— По данным на 1 июля, банки выпустили на территории Чувашии 2,8 млн платежных карт. По сравнению с аналогичной датой прошлого года их количество увеличилось на 21%. Причем для оплаты товаров и услуг жители Чувашии использовали карты в 18 раз чаще, чем снимали наличные деньги. 

— Количество банковских карт растет, значит, все больше людей могут столкнуться с мошенниками. Максим Петрович, почему люди продолжают попадаться на их уловки?

— Конечно, это привлекает внимание мошенников. Большинство их схем сводится к тому, чтобы узнать конфиденциальные данные карты и получить доступ к чужим деньгам. Для этого злоумышленники воздействуют на людей с помощью приемов “социальной инженерии” — звонят по телефону и стремятся во время разговора вызвать сильные эмоции, напугать или обрадовать. Как правило, люди теряются, попадают под влияние мошенников, в результате лишаются денег. 


Сигнал бедствия

— Может ли человек по каким-то сигналам понять, что на другом конце трубки находится мошенник?

— Есть несколько основных признаков, которые должны вызвать подозрение. Во-первых, если на вас вышли сами и говорят о деньгах. Во-вторых, звонящий просит сообщить личные сведения и данные банковской карты. В-третьих, собеседник пытается запугать, активно используя фразы “ваша карта заблокирована”, “вы можете потерять деньги”. Также мошенники могут предлагать “получить вознаграждение”, “выгодные условия по кредиту или вкладу”. В-четвертых, если звонящий требует срочно принять решение и совершить какие-то действия, в том числе сообщить персональные данные, провести операции по банковской карте. 

— Достаточно часто злоумышленники представляются сотрудниками различных государственных организаций, вызывающих доверие. Иногда даже убеждают человека взять кредит. Как защититься от них?

— Действительно, для убедительности мошенники могут представляться сотрудниками правоохранительных органов, службы безопасности банка и даже работниками ЦБ РФ. При этом легенды используют разные. К примеру, они могут напугать человека сообщением о попытке неизвестных оформить на его имя кредит и предлагают предотвратить ее, оформив самостоятельно “встречный” кредит. В результате человек передает личные данные и переводит кредитные средства мошенникам.

Важно понимать, что сотрудники банков, правоохранительных органов или других ведомств никогда не требуют по телефону предоставить личные данные и банковские реквизиты, информацию по картам или СМС-коды от банка. Чтобы избежать обмана, каждый держатель карты должен быть знаком с основами ее безопасного использования. 

Банк России настоятельно рекомендует не раскрывать никому личные и финансовые данные, сразу прерывать подобные разговоры. В случаях сомнений необходимо перезвонить в банк по номеру, указанному на официальном сайте вашего банка или на оборотной стороне банковской карты. Причем не стоит перезванивать на входящий номер, чтобы не попасть снова на мошенников. 


Волна новых схем

— Мошенники довольно быстро адаптируются к информационной повестке и придумывают новые уловки. Отмечаются ли какие-то новые схемы? 

— Безусловно, они реагируют на изменение внешних условий. Например, в прошлые годы злоумышленники применяли схемы, которые так или иначе основывались на тревожной информации, связанной с коронавирусом. В период введения санкций — предлагали оформить карту для оплаты за рубежом, перевести деньги за границу. 

В последнее время по стране отмечается очередная волна схемы, в которой злоумышленники представляются “сотрудниками Центрального банка”. Сначала они звонят человеку и сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте. Затем направляют в мессенджер или на электронную почту копию поддельных документов сотрудника Банка России с логотипом и печатью. Причем эти документы могут содержать фамилии реальных работников, так как они есть на сайте регулятора. Мошенники таким образом пытаются вызвать доверие, чтобы затем лишить человека денег или оформить на него кредит. Поэтому хочется обратить внимание, что Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов. 

— Какие механизмы нужны для усиления борьбы с таким мошенничеством?

— При рассмотрении дел о мошенничестве много времени уходит на переписку между правоохранительными органами и банками. Недавно принят закон, подготовленный при нашем участии, который должен изменить ситуацию. Закон предусматривает подключение МВД России к автоматизированной системе Банка России. В нее поступает информация об операциях, совершенных без согласия клиента. Это значит, что правоохранительные органы смогут практически в онлайн-режиме получать информацию обо всех незаконных операциях. В свою очередь база Банка России будет дополнена сведениями от МВД о противоправных действиях. Эти данные помогут банкам предотвращать мошеннические переводы. Закон вступит в силу 21 октября 2023 года. До этого момента регулятор и министерство заключат двустороннее соглашение, а также интегрируют информационные системы.

Кроме этого, часто случается так, что человек понимает, что столкнулся с мошенничеством, спустя время, когда отменить перевод и вернуть деньги уже невозможно. Поэтому для защиты интересов граждан Банк России предлагает обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисление денег на счет, информация о котором содержится в нашей базе. Другими словами, внедрить так называемый “период охлаждения”, когда у гражданина будет время обдумать свои действия. 


Соблюдайте правила

— Когда человек понял, что столкнулся с мошенничеством, что он может предпринять? 

— Первым делом надо сразу же позвонить в свой банк, сообщить о мошеннической операции и заблокировать ее. Далее нужно запросить выписку по счету в отделении банка и написать заявление о несогласии с операцией. Затем необходимо обязательно обратиться в правоохранительные органы.

Помните, что если человек самостоятельно перевел деньги или предоставил банковские данные, то банк не обязан их возвращать. Поэтому самая надежная защита — соблюдение простейших правил кибербезопасности. Одно из них — никому, ни под каким предлогом не сообщать конфиденциальные данные по своей карте. 

Также хочу отметить, что для предупреждения граждан на сайте Банка России в этом году появился раздел “Противодействие мошенническим практикам”, в котором публикуются наиболее распространенные схемы кибермошенников. В нем также представлены рекомендации по противодействию злоумышленникам.



Как не стать жертвой мошенников

1. Не сообщайте никому и никогда паспортные данные и финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Сотрудники банков и государственных структур никогда не запрашивают такую информацию. Не публикуйте ее в социальных сетях, на форумах и каких-либо сайтах в интернете, а также не храните данные карт и PIN-коды на компьютере или в смартфоне.

2. Если с неизвестного номера звонит якобы сотрудник банка, правоохранительных органов или государственной организации с сомнительным предложением (например, сообщением о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещанием высокого дохода по вкладу, предложением перевести средства на специальный счет Центробанка и тому подобное) или по телефону запугивают и требуют быстрых действий с финансами, положите трубку. Самостоятельно позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне карты или на его сайте, или в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий.

3. Не совершайте каких-либо действий по счету, если вам звонят с просьбой или требованием о переводе денег, в том числе на “защищенный” или “специальный” счет Центробанка, или с предложением об оформлении кредита. Банк России не открывает счета и не работает с гражданами.

4. По возможности установите антивирус на все устройства и обновляйте его.

5. Совершайте покупки в интернете только на проверенных сайтах. Заведите специальную карту для онлайн-покупок и пополняйте ее ровно на ту сумму, которая нужна для оплаты. При совершении покупок обращайте внимание на наличие в строке браузера рядом с названием сайта значка безопасного соединения (замочка).

6. Никогда не вводите личные и финансовые данные на сомнительных сайтах и не переходите по ссылкам из подозрительных писем, которые предлагают, например, пройти опрос, получить какую-либо выплату и тому подобное. Официальные сайты финансовых организаций в поисковых системах (Яндекс, Mail.ru) помечены цветным кружком с галочкой.


  • Управляющий Отделением-Национальным банком по Чувашской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ Максим ФРОЛОВ.
  • Чтобы защититься от кибермошенников, достаточно соблюдать простые правила.  Фото с сайта pcmag.com