Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Долгая дорога по дюнам. А до дач рукой подать

Коллаж Валерия БаклановаДолгая дорога  по дюнам. А до дач рукой подать речные перевозки Водник

Коллаж Валерия Бакланова


0

Весна на пороге, и садоводы уже начали готовиться к предстоящему дачному сезону. Между тем в череде обычных хлопот — покупка семян, высадка рассады — для значительной части дачников Заволжья остается открытым вопрос, как нынешним летом добираться до своих участков.

В прошлом году, известно, сотни новочебоксарцев, имеющих дачи на левобережье Волги в садоводческом товариществе “Водник”, что расположен за нижним створом Чебоксарской ГЭС, образно говоря, оказались отрезанными от большой земли и благ цивилизации.
С началом навигации в местном порту суда так и остались на приколе. Речники объяснили это нерентабельностью пассажирских перевозок, а в муниципальной казне не нашлось средств, чтобы покрыть расходы. Нельзя сказать, что чиновники всех уровней не занимались проблемой, не хотели помочь людям, однако решение так и не было найдено.
Все лето самые отчаянные дачники (до берега-то рукой подать) с риском для жизни переправлялись на частных суденышках. Тариф лодочники установили сто целковых за рейс, туда-обратно получалось двести рублей плюс проезд в городском транспорте. Для семьи из нескольких человек ощутимые затраты, тем более пенсионеров. Потому основной массе садоводов приходилось с поклажей за плечами совершать длительные пешие марш-броски окружным путем.
До садоводческого товарищества “Энергия”, правда, можно добраться на рейсовом автобусе, ну а дальше вниз по берегу около пяти километров одно песчаное бездорожье, где и мощному джипу не проехать, особенно после дождей. А по весне, как было и в прошлом году, разливается залив, тогда и вовсе не добраться до участков. Нужно ждать, когда спадет вода.
Рассказывают, летом в воскресные дни на трассе паломничество: вереница людей с котомками растягивается по барханам на несколько километров.
“Водник” начал застраиваться в конце 80-х, сегодня здесь порядка пятисот участков. Дачники преимущественно пенсионного возраста. Заволжье с его уникальной природой, конечно, всем нравится.
Нина Бабикова, одна из них, говорит, приезжает сюда для отдыха, общения с друзьями, работает и на грядках, но не для запасов на зиму, а просто чтобы вырастить что-то собственными руками. Она не может понять, почему их, старожилов, словно пытаются выжить, заставить забросить свои участки.
“Нет дороги — плохо, но это полбеды, а закрыть переправу — уже какая-то получается дискриминация, нарушение прав человека на свободу передвижения”, — считает Нина Васильевна. 

Инициативная группа “Водника” (вдова участника Великой Отечественной войны Лидия Ерчина, Ирина Мухаметова, Нина Юрьева, Нина Бабикова) давно стучится в кабинеты чиновников, надзорных ведомств, депутатов, общественных организаций. Кажется, обошли все инстанции, но пока либо вежливое сочувствие, либо отписка. Ни с дорогой, ни с переправой перемен не видно.

Последний ответ датирован 19 февраля сего года. Пришел он из городской прокуратуры. В документе говорится, что, “как установлено проверкой, у ОАО “Чебоксарский речной порт” имелось экономическое обоснование прекращения пассажирских перевозок водным транспортом по маршруту Новочебоксарск — левый берег Волги в связи с отсутствием возможности их оказания, а также непредоставлением органами исполнительной власти ЧР субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов.
...По вопросу строительства автомобильной дороги на участке от трассы “Вятка” до садоводческого товарищества “Водник” администрациям Новочебоксарска и Чебоксарского района необходимо подать заявку в Мин­транс ЧР о софинансировании строительства.
Прокуратура также неоднократно направляла информацию в городскую администрацию о том, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения.
Орган местного само­управления вправе предоставить субсидию в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с оказанием услуг по перевозке пассажиров и их багажа, а также участвовать в софинансировании строитель­ства автодороги до СТ “Водник”.
При изложенных обстоятельствах оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется”.

Лидия Ерчина до сих пор сожалеет, что они в свое время не успели сделать насыпь на злополучной разливающейся пойме. Лидия Андреевна трудилась на гравзаводе, а многие работники получили в “Воднике” участки, и тогдашний директор Плетеневский, “замечательный, отзывчивый человек”, хотел за счет предприятия проложить дорогу, но не получилось, грянула приватизация.
По поводу дороги и у бывшего председателя садоводческого товарищества, ныне члена правления Татьяны Отмаховой с 2007-го хранится пухлая папка переписки. По ее словам, и в ближайшей перспективе нет надежды, что трасса появится.
Земля относится к Чебоксарскому району, а тамошняя администрация дорогу даже в прогнозный план не хочет включить, считает нецелесообразным. При ЧП, а они случаются в садоводче­ском товариществе, экстренные службы Новочебоксарска не дозовешься, отсылают в Кугеси. Отсюда в “Воднике” становится все больше заброшенных участ­ков, из 478 в “живых” немногим больше 200 осталось, не хотят люди оставаться.
В предстоящую навигацию дачникам вновь, скорее всего, придется пользоваться услугами частных перевозчиков, рисковать. “В мэрии, как и в прошлый год, нам ничто конкретно не предлагают”, — говорит Татьяна Отмахова.
Проблема с речным транспортным сообщением встала и для жителей столицы. Летом 2012-го суда в Заволжье не ходили по той же причине, что и в Новочебоксарске, — из-за низкой рентабельности. Речной флот, некогда считавшийся самым дешевым, теперь стал недоступен пассажирам.
Мы дозвонились до мест­ной администрации, и вот что нам сообщила начальник управления город­ского хозяйства Вера КУЗЬМИНА: “Переговоры с ОАО “Чебоксарский речной порт” ведутся. Недавно из акционерного общества поступило письмо, в котором говорится, что порт готов осуществлять пассажирские перевозки водным транспортом по маршруту Новочебоксарск – левый берег Волги на условиях софинансирования. По прошлым сезонам на это нужно порядка 5 млн. рублей. Переговоры продолжаются”.
В тему проблемы неожиданное пожелание недавно озвучил депутат Госсовета ЧР от Новочебоксар­ска Владимир МИХАЙЛОВ. Он предложил, как в Нижнем Новгороде, построить через Волгу канатную дорогу. Это, по его мнению, ускорит развитие всего Заволжья. Что сказать? Если только депутаты помогут. Проект очень дорогой, нижегородцам он обошелся почти в миллиард рублей и неизвестно, окупится ли. Нам бы сейчас запустить речное транспорт­ное сообщение на левобережье, и это снимет многие проблемы жителей Заволжья и дачников.


  • Коллаж Валерия Бакланова

Комментарии

Изображение пользователя matveevartur.

И все депутаты просто рассмеялись над его предложением канатной дороги.