Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Девичья память, или Где лежат мои очки

На тренинге активизации мыслительной деятельности. Фото автораДевичья память, или Где лежат мои очки Активное долголетие

На тренинге активизации мыслительной деятельности. Фото автора

Рис. 1 Девичья память, или Где лежат мои очки Активное долголетие

Рис. 1

Рис. 2Девичья память, или Где лежат мои очки Активное долголетие

Рис. 2

Психолог консультативного отделения Центра социального обслуживания населения г. Новочебоксарска Елена ЛУКИНАДевичья память, или Где лежат мои очки Активное долголетие

Психолог консультативного отделения Центра социального обслуживания населения г. Новочебоксарска Елена ЛУКИНА

Альбина СЕМЕНОВАДевичья память, или Где лежат мои очки Активное долголетие

Альбина СЕМЕНОВА

Надежда МЕФОДЬЕВАДевичья память, или Где лежат мои очки Активное долголетие

Надежда МЕФОДЬЕВА


0

Не секрет, что многие люди с наступлением старшего возраста начинают жаловаться на забывчивость и рассеянность, а в их разговорной речи всё чаще упоминается слово “склероз”.


“Не спешите винить свой возраст. Не оставляйте без внимания неврологические расстройства, которые обязательно надо лечить. Но если человек относительно здоров, то чаще всего виной является смена образа жизни пенсионера: на работу ходить не надо, дети выросли, общения стало меньше. И весь режим дня пожилого человека сосредоточился между кухней, магазином и телевизором. Жизнь уже не бьет ключом, а течет тихо и размеренно. Вот тут-то и кроется основная причина нарушений мыслительных процессов”, — говорит психолог консультативного отделения Центра социального обслуживания населения г. Новочебоксарска Елена ЛУКИНА.


Разнообразь жизнь — сохрани память

Наш мозг очень ленив. Он стремится снизить затраты энергии путем создания шаблонов. Чем больше мы выполняем одно и то же действие, тем меньше работают нейронные связи в нашей голове. Здесь можно привести сравнение с цементом: если его не перемешивать, то через какое-то время он застынет и превратится в бетон. “Прорыть” проход в новую пещеру практически невозможно. “Затвердевшие” мозгами люди выполняют однотипные действия и воспринимают в штыки всё новое. Поэтому рутинные, повторяющиеся действия приводят к деградации мозга.

И потому так важно постоянно развиваться в разных направлениях: интеллектуальном, физическом и творческом. Причем каждый раз привносить что-то новое, непривычное. Например, сегодня ты решаешь кроссворд, завтра — судоку, послезавтра — учишь новый стих…

Для активизации мыслительной деятельности психологи советуют:

  • читать новые книги и смотреть новые фильмы;
  • ходить по новым маршрутам. Если не получается (город у нас небольшой), то каждый раз обращать внимание на что-то новое, вами неизведанное (например, на дорожные знаки, а по возвращении домой узнать их значение);
  • учить иностранные языки, осваивать игру на музыкальном инструменте, пробовать новые хобби;
  • находить новых друзей;
  • общаться с детьми. Они самые настоящие “бетономешалки”, рушащие все шаблоны и перекраивающие ваш устоявшийся образ жизни по-новому;
  • можно завести домашнего любимца, уход за ним тоже благоприятно повлияет на работу мозга;
  • выполнять упражнения по нейробике.

В первый раз будет сложно себя преодолеть: мозг сопротивляется новым действиям. Тут важно не отрицать проблему, а осознать ее. Всё зависит от самого человека: если он действительно захочет поменять образ жизни, сделает это.

“К нам приходят разные пенсионеры. Кто-то сразу отсеивается, другие ходят годами. В человеке должен быть внутренний стержень, интерес к жизни, готовность выходить за рамки комфорта и учиться новому.

Наши девочки согласны на всё: танец выучить, на экскурсию пойти, спектакль детишкам поставить, пробежать эстафету…

А огромное количество людей так и живут “днем сурка”. Страшно то, что в мыслительной деятельности ты либо двигаешься вперед, либо катишься назад, по-другому никак. Рутина и бессменная обстановка постепенно приведут к атрофии мозга. Сегодня ты час полежал, завтра два, потом начнешь жаловаться на здоровье и скучную жизнь.

Очень уместны здесь слова Дейла Карнеги: “Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле и одно из самых эффективных”.

На занятиях по практической психологии мы разные темы проходим: учимся общению и позитивному мышлению, читаем психотерапевтические сказки, проводим кинотренинги”, — рассказала Елена Лукина.


От теории к практике

Я побывала на одном из занятий — тренинге активизации мыслительной деятельности. Еще до начала занятия убедилась в словах Елены Вячеславовны. Участницы делились друг с другом впечатлениями о прошедшем в Центре Дне китайской культуры, вспоминали фразы на китайском языке.

“А я вчера смотрела программу “Живой язык” с Олегом Николаевым, выучила несколько слов на чувашском”, — рассказала Вера Ивановна.

Занятие началось с разминки — выполнения упражнений на внимательность. Среди десятков одинаковых картинок необходимо было найти одну отличающуюся от остальных. Кто-то сразу находил, а кому-то нужно было чуть больше времени. Тем не менее удовлетворение получали от того, что давали правильный ответ. Попробуйте и вы (рис. 1 и 2).

Получатели социальных услуг вспомнили и выполнили нейробические упражнения, так называемую зарядку для мозга, способствующую улучшению памяти, активизации мыслительной деятельности и сохранению ясности ума. Выполнять ее нужно регулярно. Вот пара упражнений.

“Ухо-нос”. Со стороны это упражнение выглядит крайне забавно. Но на самом деле выполнять его не так просто. С первого раза может не получиться. При этом здесь важна скорость. Чем быстрее вы будете его выполнять, тем лучше. Итак, левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой в этот же момент за противоположное ухо. Теперь одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью “до наоборот”.

“Восьмерка-знак бесконечности”. Нарисуйте в воздухе правой рукой восьмерку. Затем левой рукой — знак бесконечности (или “лежачую восьмерку”). А теперь попробуйте сделать это одновременно двумя руками.

Получатели социальных услуг пытались запомнить имена новых знакомых в играх “И снова здравствуйте” и “Активный Александр, бодрый Борис, веселая Вероника”. От души посмеялись над нескромными прилагательными, подобранными каждым самому себе.

Выполнять групповые упражнения можно всей семьей. Сядьте в круг и начните считать. Вместо чисел, в которые входит цифра три и которые делятся на три, говорить “не собьюсь”. Счет, следовательно, ведется так: один, два, “не собьюсь”, четыре, пять, “не собьюсь” и так далее.

А вот еще веселая игра на развитие концентрации внимания и двигательного контроля, которая вызвала улыбки у присутствующих. Прочитайте стихотворение: 

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

А теперь замените слово “летит” движением, напоминающим взмах крыльев. Во втором исполнении слово “небо” заменяется движением большого пальца вверх. Затем при слове “шар” обеими руками перед собой очерчивается большой круг. В следующем исполнении слово “знаем” заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове “мы” — обе руки прижать к груди, при слове “никак” — отрицательно покачать головой. Можно ускорить темп игры. 

Кроме того, нейропластичность мозга можно развивать и в повседневных делах. Выполняйте привычные действия неосновной рукой (например, почистите зубы левой, если вы правша). Отвечайте на вопросы, избегая привычных, шаблонных фраз. Отключите у телевизора звук и посмотрите так его некоторое время. Поменяйте темп привычных действий (например, ускорьтесь в два раза, а потом замедлитесь в пять раз).


Комментарии

Альбина СЕМЕНОВА: 

— После занятий по практической психологии узнала многое о своем характере, начала следить за окружающими, научилась определять их темперамент и причины тех или иных по­ступков. 

Мне это очень помогает при общении с друзьями и при знакомстве с новыми людьми.

Надежда МЕФОДЬЕВА: 

— Мне нравятся упражнения на обонятельное восприятие. Помню, как мы медитировали под запах мандаринов. В тот момент я словно очутилась в сказке: представила красивый зимний лес и загадала заветное желание. А в другой раз мы называли ассоциации, вызванные ароматами. Было интересно! Я погрузилась в воспоминания, перенеслась в детство. Благодарю Елену Вячеславовну за такие полезные и познавательные занятия. Мы продолжаем развиваться, каждый по-своему. Проходим тесты, выполняем задания на логику, решаем задачи, головоломки, ребусы, учимся технике медитации, вспоминаем какие-то события из жизни или узнаем о себе что-то новое. Благодаря работе в группе восполняем недостаток общения, который так необходим нам на пенсии, чувствуем себя востребованными и нужными. Получаем позитивный жизненный настрой.



Екатерина ШВАРГИНА
  • На тренинге активизации мыслительной деятельности. Фото автора
  • Рис. 1
  • Рис. 2
  • Психолог консультативного отделения Центра социального обслуживания населения г. Новочебоксарска Елена ЛУКИНА
  • Альбина СЕМЕНОВА
  • Надежда МЕФОДЬЕВА