Больше разговаривайте с ребенком

Учитель-логопед проводит дыхательную гимнастику с ребенком. Фото из архива детсадаБольше разговаривайте с ребенком нарушение речи

Учитель-логопед проводит дыхательную гимнастику с ребенком. Фото из архива детсада


0

“Твой малыш вовсю болтает, а мой ничего и не говорит толком”, — делится мама с приятельницей на детской площадке. Конечно, каждый ребенок индивидуален: кто-то начинает разговаривать раньше, кто-то позже. Но нередко молчание может быть причиной речевых нарушений. Печально, но количество детей с недостатками речи в последние годы значительно увеличивается. С чем это связано? Как решить проблему и, главное, предупредить ее появление?

В Новочебоксарске на базе трех дошкольных учреждений — № 27, 40 и 44 — ведется набор детей от 4 лет с общим нарушением речи по решению психолого-медико-педагогической комиссии в группы компенсирующей направленности.
По мнению учителя-логопеда старшей группы “Родничок” ДОУ № 40 “Радость” Елены Музлаевой, причины недоразвития речи разнообразны: от неблагоприятных воздействий во время беременности, родов (травма, асфиксия), послеродовых осложнений, а также травм и инфекций ребенка в первые годы жизни до загрязнения экологии и недостаточного внимания или нехватки эмоционального контакта малыша с мамой.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речи. Не только звуковой, как зачастую ошибочно полагают родители, но и смысловой сторон.
Страдает и фонематическое восприятие (ребенок не различает близкие по звучанию звуки “п-б”, “т-д”), лексико-грамматический строй речи (не может выразить мысль, правильно выстроить предложение, скудность словарного запаса), слоговая структура (меняет, пропускает или коверкает слоги, например, не “велосипед”, а “лесипед”, “я пошел” вместо “я пошла”).
Выделяют четыре уровня речевого недоразвития, которое может быть диагностировано у детей старше 3 лет. Выраженность речевых нарушений отличается от I (полное отсут­ствие речи, звукоподражание, лепет) до IV уровня (менее выраженные нарушения звукопроизносительной и лексико-грамматической сторон речи).

Логопедические методики и технологии
Положительная динамика коррекции речи ребенка возможна лишь при комплексной работе специалистов (учителя-логопеда, воспитателя, педагога-психолога, невропатолога, а при необходимости и сурдопедагога) и, конечно, родителей. Для пап и мам детей с нарушениями речи проводятся индивидуальные консультации, семинары-практикумы, тренинги, где их обучают доступным приемам преодоления речевого недоразвития дошкольников.
“Как правило, у детей с ОНР наблюдаются сопутствующие нарушения внимания, памяти и мышления, — поясняет Е.Музлаева. — Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях учителя-логопеды работают не только над речью.
Для развития подвижности, ловкости языка, губ, щек и уздечки проводим артикуляционную гимнастику (лучше делать ее перед зеркалом), биоэнергопластику (совместные движения органов артикуляционного аппарата и рук).
В развитии ритма (дети с ОНР зачастую его не чувствуют) помогает выполнение упражнений под детские песни из мультфильмов. Для постановки речи необходима дыхательная гимнастика.
Важно развивать и мелкую моторику: малыш как можно больше должен работать непо­слушными пальчиками (сказкотерапия, сухие бассейны, песочная и су-джок терапия (массажные шарики).
Проводим занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи, где используем элементы нейропсихологии и кинезиологии в игровой форме.
Много задач позволяет решать логоритмика (речь с движениями), которая развивает координацию движений, регуляцию мышечного тонуса, слуховое и зрительное внимание, дыхание, ритм”.

Инновации в дело
Детский сад № 40 — единственный в Новочебоксарске садик, где в работе с детьми с ОНР используется логопедический тренажер “Дельфа-142”, позволяющий корректировать речевые зоны при помощи правильно подобранных игр у детей любого возраста. Помогает выработать правильную воздушную струю (дети задувают свечи, дуя в микрофон), звукопроизношение, силу голоса, обучение грамоте по звукам и другое.
Активно применяется в работе и планшет “Логико-Малыш”: с помощью цветных подвижных фишек ребенок отвечает на поставленные в карточках вопросы и может самостоятельно проверить правильность ответов. Задействовано много функций: мелкая моторика, цветовое сенсорное восприятие, логика.
В детском саду используют и инновационные разработки. Так, например, недавно здесь появился программный комплекс “Мерсибо плюс” (расширенный набор интерактивных развивающих игр различных тематических назначений: дыхание, фонематический слух, грамматический строй, звукопроизношение, логика, внимание и прочее).

МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

Елена С.:
— В группу коррекционной направленности мы поступили в сентябре, и уже вижу положительную динамику в развитии ребенка: значительно расширился кругозор, активизировался словарь, его высказывания более последовательны, понятны.
Сын Игорь проявляет любо­знательность, с удовольствием рассказывает о проведенном в детском саду дне. Дома мы закрепляем произношение звуков и играем в полезные игры.
Эдуард Д.:
— Сын с удовольствием посещает детский сад и выполняет задания педагогов. Это дает свои плоды: в речи отмечается более отчетливое звукопроизношение, пополняется словарный запас. Нравится, что много учим стихотворений, составляем рассказы по различным темам.
Мы находимся в тесном контакте с педагогами детского сада, стараемся выполнять все их рекомендации. Пришли в этот садик за помощью и получаем ее.

***

Рекомендации родителям

Как предупредить нарушение речи

  • Не подражайте детской речи, не сюсюкайте и не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами, слова произносите четко и ясно.
  • Не смейтесь над неправильной речью ребенка, а проговорите слово правильно.
  • Не оставляйте без ответа вопросы малыша.
  • Как можно больше разговаривайте с ребенком, читайте, обсуждайте события прошедшего дня. Например, по пути домой обратите внимание на погоду, сезонные изменения. Если ребенок затрудняется дать правильный ответ, помогите ему.
  • lИ главное: родители, не забывайте, что ваша речь — образец для подражания. Традицией в доме должны стать негромкая речь, приветливый тон, отсутствие жаргонных, бранных слов. Все это непроизвольно и незаметно будет копироваться ребенком.
     
  • Учитель-логопед проводит дыхательную гимнастику с ребенком. Фото из архива детсада