Что изменится в России с 1 марта 2024 года

Бережливость с детства

15.09.2021 /
Инфографика НАФИБережливость с детства

Инфографика НАФИ


0

Финансовая грамотность не передается с молоком матери. Однако научить школьника бережно распоряжаться средствами и минимизировать спонтанные покупки вполне возможно.

Родители — пример
Психологи утверждают, что ребенок копирует поведение взрослых и впитывает привычки той среды, в которой растет. Поэтому посмотрите на ситуацию со стороны и оцените отношение к деньгам в вашей семье.  Не много ли вы тратите на бесполезные покупки? Как часто влезаете в кредиты? Откладываете ли вы деньги на “черный день”? Школьник все подмечает: если папа и мама не дружат с финансами, есть вероятность, что ребенок может перенять привычку сорить деньгами и станет в будущем транжирой.
Семейный бюджет
Чаще всего родители считают денежный вопрос сугубо взрослой темой и не посвящают детей в нюансы семейного бюджета. Психологи уверяют, что это неправильный подход в воспитании финансово грамотной личности, но и устраивать ребенку лекции на тему “Как бережно обращаться с деньгами” тоже не советуют.
Объясните, что такое деньги, откуда они берутся, для чего нужны и как распределяются. Как прообраз можно использовать семейный бюджет, например, папа работает, получает зарплату, которую семья тратит на электричество, воду, оплату продуктов и занятий по интересам. Но и вдаваться в финансовые секреты семьи тоже не следует, поскольку дети любят делиться с посторонними людьми историями, услышанными дома.

Карманные деньги
Обычно специалисты рекомендуют выделять карманные деньги на постоянной основе с 6-7 лет. В этом возрасте дети уже понимают, что все в мире имеет цену. Кроме того, они идут в школу, где появляются первые необходимые траты.
Исходя из семейного бюджета и потребностей малыша, родителям надо рассчитать сумму, которую они будут еженедельно выделять на карманные расходы. Тут психологи советуют придерживаться двух правил: сумма должна быть не слишком большой, и выдавать деньги нужно строго в установленное время, при этом важно научить ребенка копить, а не транжирить.
Но в первое время, конечно, есть риск, что малыш потратит деньги на игрушки и сладости, но лучше усвоить опыт бессмысленной траты финансов в детстве, чем в зрелом возрасте. Порой родительские запреты на покупку всякой ерунды приводят к тому, что уже взрослые тетеньки и дяденьки на свои “хотелки” за пару дней спускают все заработанные за месяц деньги.

Копилка или вишлист
Накопления — важный этап финансовой грамотности. Учить школьника экономить и откладывать деньги поможет красивая копилка. Он должен почувствовать эту радость, когда накопленная сумма достигает определенной планки и появляется возможность купить желанную вещь. Главное — никогда и ни при каких обстоятельствах не забирать деньги из копилки для общих семейных расходов. Это личные финансы школьника, к ним нужно относиться с уважением.
Кроме уроков финансовой грамотности, с копилкой можно использовать аналогичный инструмент — вишлист.
Вишлист (от англ. Wish List — список желаний) — термин, который означает список, где прописаны все желания человека, начиная от мелочей и необходимых вещей и заканчивая такими глобальными мечтами, как шикарный дом, богатство, счастье.
Данный список может быть оформлен как угодно и где угодно: на листе бумаги, на стене комнаты, на магнитной доске. Пусть школьник вносит в него все свои желания и расставляет по приоритету, а заодно копит деньги на мечту. Это научит ребенка не только терпеливости и бережному отношению к деньгам, но и поможет в будущем формировать цели и строить планы по их достижению.

Покупки с ребенком
Перед походом в магазин поручите школьнику финансовые расчеты. Вместе определите, какая у вас есть сумма и какие продукты необходимо купить, разделите покупки на первостепенные и второстепенные. Наблюдая со стороны, дети не очень понимают, что и как взрослые рассчитывают, сколько денег и на что потратить, поэтому полезно показать им процесс изнутри.
После такой тренировки можно выделить ребенку бюджет для покупок во время совместных походов в магазин, пускай учится искать на полках нужный товар. Такой способ поможет малышу осознать цену денег.

Учим зарабатывать
Это правило относится скорее к подросткам. В России уже с 16 лет, в некоторых случаях и с 14, школьник может трудоустроиться на лето. Это может быть расклейка объявлений, работа промоутером, услуги курьера, некоторые виды сельскохозяйственных работ или работы по озеленению городской территории и многое другое. Начав зарабатывать самостоятельно, подросток лучше ощутит ценность денег.
А вот платить школьнику за выполнение домашних обязанностей или высокие оценки в школе психологи категорически не рекомендуют, это вырабатывает финансовую мотивацию к тому, к чему ее быть не должно.

Финансовые привычки
Роль родителя в формировании финансовых привычек ребенка огромна. Научите своего малыша финансовым азам на раннем этапе. Позитивные финансовые привычки пригодятся в жизни всегда и помогут принимать в будущем взвешенные решения.

  • Инфографика НАФИ