Майские праздники 2024: как отдыхаем и работаем?

Балкон, закон и армия пострадавших

3

По примеру соседей горожанка решила заменить рамы на балконе, а также обшить его и сделать красивый шкафчик. Обратилась в фирму, реклама которой утверждала, что она единственная, где делают это все.

Мастер, приехавший на замеры, подтвердил: будут вам и рамы, и шкафчик, только заплатите 30 тысяч рублей. И потребительница заключила с руководителем предприятия “Бэлкони” С.Захаркиной договор, согласно которому обязалась внести предоплату не менее 50 процентов от необходимой суммы. В свою очередь предпринимательница обещала не позднее 15 дней со дня получения денег выполнить весь объем работ.
Надо сказать, что заказчица сразу внесла 20 тысяч рублей, а затем, вняв уговорам руководителя фирмы, мол, материал не на что закупать, заплатила и оставшиеся 10 тысяч.
Это произошло в 2008 году, 4 ноября. А 14-го на балконе горожанки демонтировали старые рамы, 16 ноября завезли новые. Рабочие сложили все в большой комнате, превратив зал в склад, и ушли к другому заказчику, обещав вернуться после обеда. Обед у мастеров закончился, когда уже начало смеркаться. Сняли защитную пленку с рам, хотели начать работу, чертыхнулись: “Рулетку даже не видно”, — отложили дело до завтра.
А на следующий день потребительница указала на обнаруженные ею дефекты: уплотнительная резинка не контактировала с поверхностью стекла и рам, некачественно выполнены угловые соединения. Мастера согласились — рамы с браком. И забрали их на переделку. Дело было в воскресенье. С.Захаркина обязалась устранить недостатки до среды.
Зря заказчица прождала рамы и в среду, и в субботу, и в следующее воскресенье. В понедельник, поняв, с кем имеет дело, написала претензию с требованием расторгнуть договор подряда и вернуть 30 тысяч рублей. Но ни денег, ни рам до сих пор не получила. На телефонные звонки в фирме или не отвечали, или бросали трубку, или откровенно смеялись. В конце концов потребительница подала иск в суд.
Интересы истицы представляла председатель союза “В защиту прав потребителей” В.Данилова. Ответчица — индивидуальный предприниматель Светлана Захаркина, надлежащим образом извещенная, ни на одно заседание не явилась, причин не сообщила. Суд счел возможным рассмотреть дело в ее отсут­ствие, в заочном порядке.
Суд установил: ответчица нарушила срок устранения недостатков и должна выплатить заказчице за каждый день просрочки пени в размере трех процентов от цены работы или общей цены заказа (ст. 5 Закона РФ “О защите прав потребителей”) в размере 2700 рублей. Требование потребительницы о расторжении договора и возврате уплаченной суммы также не выполнено. В соответствии со ст. 31 Закона на это отводятся десять дней. По состоянию на день суда неустойка за просрочку выполнения данного требования составила 68400 рублей. Посчитав ее несоразмерной объему нарушенных прав, суд снизил пени до 15 тысяч.
Стоимость юридических услуг, которые оплатила истица, составила 3300 рублей. Данная сумма, решил суд, подлежит возмещению в полном объеме. А моральный вред, причиненный истице ответчицей, суд оценил в 1500 рублей.
Всего в пользу потребительницы, решил суд, С.Захаркина обязана выплатить 52500 рублей. А за то, что требования заказчицы не были удовлетворены в добровольном порядке, суд назначил предпринимательнице штраф в размере 24600 рублей, половина из которого подлежит перечислению в пользу союза “В защиту прав потребителей”.
Со дня вступления решения суда в законную силу прошло полгода. Ни копейки с тех пор предпринимательница не заплатила ни незадачливой заказчице балконной рамы, ни потребительскому союзу, ни штраф в доход государства. Как пояснили в службе судебных приставов, это не един­ственный иск к С.Захаркиной, от ее деятельности (или бездеятельности?) пострадало немало других по­требителей, которые тоже пытаются компенсировать ущерб. Имущество предпринимательницы арестовано (но его не хватит, чтобы погасить и половины долгов), в отношении Захаркиной проводится проверка о возможности привлечения ее к уголовной ответственности.