Что изменится в России с 1 апреля 2024 года

Антон Макаров: Мужчины в нашем роду сильные духом и крепкие

Антон Макаров:  Мужчины в нашем роду сильные духом и крепкие Формула успеха

Антон Макаров и Елена Прудникова. Фото Валерия Бакланова.


6

Десять лет назад в Новочебоксарском художественном музее состоялась первая персональная выставка Антона Макарова. Тогда он представил картины, написанные за время обучения в художественном училище. И вот в мае новочебоксарцы вновь смогли оценить творчество молодого художника и его жены — Елены Прудниковой.
Антону 33 года. Он родился и вырос в Новочебоксар­ске. В 1996 году окончил Чебоксарское художественное училище, в 2001-м поступил в Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (вместе с Московским государственным академиче­ским художественным институтом входит в структуру Российской академии художеств). В 2007-м защитил диплом с отличием. Ныне живет и работает в Санкт-Петербурге.
Елена родилась в 1978 году в Чите в семье художника и музыканта. Окончила Читинское художественное училище, в 2007-м — факультет живописи Репинки. Оба — члены Союза художников России.

— Расскажите, как впервые попали в Питер?
Елена: Уже в 11 лет я точно знала, где буду учиться: только в Академии художеств. Поступала четыре года подряд. Первый раз приехала с мамой на разведку и сразу почувствовала особенную атмосферу города. Теперь Петербург и наш с Антоном тоже.
Антон: Об академии наслышан был с детства: все мои преподаватели окончили ее. После четвертого курса училища поехал приглядеться. Экзамены не сдал, конечно, но получил допуск к ним. После просмотра к экзаменам допускают не больше 30 процентов абитуриентов. Увидев работы других, понял, что мне еще надо долго и упорно готовиться. Как и Лена, четыре раза сдавал вступительные экзамены. И каждый раз не хватало чуть-чуть. Год я был вольно­слушателем: неофициально посещал занятия живописи и рисунка. Кстати, вольнослушателем стать тоже непросто. Преподаватель сам выбирает их.
Елена: Обычно преподаватель уделяет немного времени вольнослушателю. А Антон не пропускал занятия, настойчиво добивался своего.
Антон: Я работал намного больше студентов. В итоге преподаватель в конце года показал мою картину и сказал: “Товарищи студенты, вот так надо работать”.
— Об академии ходят легенды. Там и талантливым непросто учиться...
Антон: О, да. Талантливым особенно трудно. У академии есть правила, традиции, сложившиеся веками. Это лучшая школа в России и мире. Как бы ни был талантлив, но если хочешь окончить академию, должен овладеть этой школой. Есть талантливые люди, которых академия принципиально не берет. Ну зачем портить судьбу человеку? Талантливый, уже сложившийся художник сам про­бьется.
Когда поступаешь на первый курс, приходится ломать в себе очень многое. Не все выдерживают. Чтобы успешно выдержать шестилетний марафон, надо быть фанатом: с утра до вечера рисовать в академии, а придя домой, снова садиться за мольберт.
К тому же, чтобы обеспечивать себя, мне приходилось трудиться сразу в трех местах: ночным сторожем, дворником, грузчиком. При этом заниматься живописью и рисунком.
— Вот вы окончили академию и облегченно вздохнули...
Антон: Нет. Живем в еще более бешеном ритме. Работаем иногда чуть ли не 20 часов в сутки. У нас нет ни праздников, ни суббот, ни воскресений. По-другому уже не можем.
— А постоянное место работы есть?
Антон: Я преподаю в Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени Штиглица (бывшая Мухинка). А Лена подрабатывает проектами. Небольшой, но регулярный доход есть. У нас семья, и стабильность необходима. Но главное — творчество. Ему и посвящаем все свое время.
— Живописи?
— Не только. Мы много ездим, посещаем выставки, не пропускаем культурные события Петербурга.
Художник учится всю жизнь. В академии мы получили школу. Чтобы стать большим художником, нужно развиваться самостоятельно.
— Кто из художников вас вдохновляет?
Антон: В разное время и у меня, и у Лены были свои ориентиры в искусстве. Благодаря педагогу Светлане Селивановне Константиновой я с детства испытываю любовь к импрессионистам. И когда приехал в Петербург, первым делом побежал в Эрмитаж, чтобы увидеть Мане, Моне, Гогена, Ван Гога, Жоржа Сера, Сислея. Люблю и классиче­скую реалистическую живопись: работы Крамского, передвижников, Левитан для меня всегда был нечто особенное.
Елена: С детства я видела много картин: у меня отец художник. Он мой идеал. Когда пишу картину, мысленно советуюсь с ним, потому что его уже нет в живых.
Мне нравится так же, как Врубелю, Борисову-Мусатову, передавать не только и не столько натуру, сколько свои ощущения, впечатления, чув­ства. Допустим, пишу я натюрморт, для меня важнее звуки в нем, музыка, а не сам предмет.
— Как вы познакомились?
Антон: В вузе. Я пришел на просмотр в мастерскую Владимира Загонека. Увидел там интересные работы. Они мне очень понравились. Запомнил автора. А потом увидел Лену и влюбился. Через пять месяцев мы поженились.
— Главный в вашей семье мужчина?
Антон: Да, как и положено в патриархальных семьях. Я очень люблю свою жену и уважаю ее. И никогда не принимал решение единолично. Всегда спрашиваю совета у Лены.
— Кто вас научил быть таким ответственным?
Антон: Эта ответственность в семье Макаровых, как традиция, передается из поколения в поколение. Мужчины в нашем роду сильные, крепкие и духом, и телом. Дед Елисей Тимофеевич — уважаемый человек был, начальник чугунно-литейного цеха агрегатного завода. Его знали все. Он умер, когда мне было пять лет. В памяти осталась длинная похоронная процессия. Полгорода пришло с ним проститься. Мой отец Владимир Елисеевич тоже известен в городе. Надеюсь, и я стану достойным продолжателем фамилии Макаровых.
— Вас не смущает то, что у вашей жены другая фамилия?
Антон: Нисколько, уважаю и хорошо знаю работы ее отца, Сергея Ермолаевича. Лена единственная дочь, по­этому с пониманием отношусь к тому, что она оставила фамилию отца.
— Как взаимодействуете в творчестве?
Антон: Мы сильно влияем друг на друга. Это естественно, ведь мы семья, одно целое. Круглые сутки вместе. И это хорошо, так как художник нуждается в постоянном вдохновении и совете.
— Планируете сделать из дочки художницу?
Антон: Мы не знаем, как все сложится. Все ведь от Бога. Но считаем, что наша профессия лучшая в мире. И если Варваре захочется заниматься творче­ством, буду очень рад. Бывали времена, когда у меня не было приличных ботинок, ходил в дырявых, но при этом я был безумно счастлив от того, что учусь в академии, иду туда, куда хочу, и у меня все получается.
— Идей для картин хватает?
Антон: Их пока больше, чем можем воплотить в жизнь. Как-то понял, что пока молодой и у меня есть силы и здоровье, должен выложиться по полной.
Елена: Он домой приходит и не может удержаться от того, чтобы не начать писать новую картину. У него сразу несколько картин в работе. Я работаю медленнее. Для меня главное — не упустить идею, хотя бы записать ее для начала на бумаге. Затем пишу несколько вариантов эскизов и только потом выбираю лучший и начинаю трудиться.
Антон: Я действительно пишу быстро, энергично. Люблю пейзажи, нравится ощущать мгновение в природе: время суток, запах этого состояния. Оно очень быстро меняется и никогда не повторяется. Сколько было закатов и рассветов, но ведь ни один не похож на другой.
— За эмоциями куда идете?
— Подпитываться можно где угодно. Сейчас у нас есть возможность ездить на академическую дачу в Вышний Волочек. Она открылась в 1884 году специально для поощрения лучших выпуск­ников Академии художеств. Там молодые художники могли поправить здоровье и в то же время не думать о том, как прокормить себя. Там писали этюды молодой Серов, Репин, Коровин, Куинджи. Там много талантливой молодежи. Эти встречи обогащают нас, как художников. И созданы все условия. Если нужно, выдадут и этюдники, и резиновые сапоги, и валенки. Только трудитесь. Очень много работ из того, что представлено на выставке в Новочебоксарске, создано на даче.
И, конечно, Новочебоксарск. Мы любим приезжать домой. Я обожаю Волгу и очень горд тем, что родился в самом красивом месте на Волге.
— Чем еще увлекаетесь?
Антон: Люблю музыку, а в по­следнее время фанатично изучаю цифровую фотографию. Обожаю фототехнику. К тому же это помогает и в творчестве: где-то композицию подсмотришь, где-то настроение ухватишь.
Лена: Люблю батик. Нравятся и литография, и офорты. В будущем хотела бы заниматься стеклом, витражами. Недавно делала эскизы для частной организации. Очень понравилось.
— О чем мечтаете?
Антон: Мы постоянно ставим какие-то цели. У нас есть общие мечты, которые постепенно реализуем.
Елена: Мечтаю путешествовать по странам. Не как турист, а с этюдником.
Антон: ...и о собственной мастерской.
Елена: И чтобы там стояли печи, и чтоб я могла заниматься керамикой, ковкой, стеклом...
Антон: Мастерская нужна и для того, чтобы писать большие художественные произведения. Пока мы этого себе позволить не можем. На коммунальной кухне не особо-то и развернешься.
Чтобы искусством зарабатывать, надо забыть про все на свете.