На этой неделе в Чувашии прошли митинги протеста против недавно введенного взимания платы за проезд по федеральным дорогам. Подобные акции проходили по всей стране. Дальнобойщики требовали отменить сборы за проезд по федеральным трассам с большегрузных автомобилей массой свыше 12 тонн, введенные с 15 ноября.
Правительство прислушалось
Система “Платон” (плати за тонну) была введена недавно, но уже претерпела изменения и теперь работает в льготном режиме. Выслушав доводы общественного обсуждения, правительство существенно смягчило условия оплаты:
Что будет с ценами на продукты?
В конце прошлой недели в СМИ прошла информация, что введение платы для фур нарушит снабжение магазинов, в том числе и продуктовых. На это глава Минпромторга уверенно заявил, что сборы с грузовиков не приведут к дефициту товаров и росту цен.
Да и сами представители торговли это опровергли. По информации исполнительного директора Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Андрея Карпова, ряд компаний уже получили необходимую аппаратуру. Какие-то задержки потенциально могут быть, сказал он, но вряд ли они будут серьезными. К тому же, по данным оператора “Платона”, регистрацию в системе к моменту ее запуска в эксплуатацию прошли все крупные корпоративные клиенты с автопарком от 50 автомобилей.
Железная дорога — не выход
Эксперты считают, что поставщикам товаров в магазины следует поработать над логистикой, а не пугать ростом цен. Например, в Европе транспортная политика при перевозке грузов на расстояние более 500 километров предусматривает приоритет железнодорожного и водного транспорта, а не автомобильного. Возможно такое у нас?
“Возможно, — говорит гендиректор Института проблем естественных монополий Юрий Саакян. — Но о массовой миграции перевозок продовольствия в железнодорожный сегмент речь вряд ли идет. Скорее, это касается других грузов. А с продовольствием важна оперативность — довезти от двери до двери”.
Перевозчикам придется заплатить за улучшение состояния дорог, заключает Саакян. В конце концов, это и в их интересах: по хорошим трассам и едешь быстрее, и продуктовые товары лучше переносят дорогу.
Мнение
Руководитель социального проекта “Пробок.нет” Александр Шумский:
— Большегрузов у нас в стране чуть больше миллиона. Легковых авто — 40 миллионов. Ущерб, который наносят грузовики с перевесом всем дорогам, равняется 2,6 триллиона рублей, что неудивительно, ведь один грузовик портит дорогу, как 20 тысяч легковушек.
Легковой автомобиль расходует 10 литров топлива на 100 километров, а грузовик 30-40 литров. Большегрузы вроде платят акцизов в три-четыре раза больше, но ущерба наносят в сотни раз больше! И потом, львиная доля основных транспортных налогов и топливных акцизов сегодня приходится все-таки на владельцев легковых автомобилей.
За год планируется получить с грузовиков 50 миллиардов рублей, 40 из них пойдет в дорожный фонд, а 10 миллиардов — на поддержание работы системы по сбору платы. Сумма внушительная. Возможно, стоит пересмотреть издержки. Но содержание рамок, которые фиксируют проезд, довольно дорогое удовольствие. В то же время такой способ — самый эффективный, как показывает практика других стран.