Уже при жизни Пабло Пикассо стал легендой. Великого художника называли гением и ловеласом. Однажды он сказал: “К несчастью, а может, и к счастью, я смотрю на вещи через призму любви”.
Женщины были нужны ему как воздух, они поддерживали огонь его таланта. А потом сами сгорали до угольков, становясь жертвами гения, ведь судьбы брошенных Пабло возлюбленных были трагичными: почти все они страдали нервными расстройствами, кончали с собой либо сходили с ума.
Пикассо был потрясающим мужчиной ростом в 158 см и с притягательным обаянием, именуемым ныне харизмой. Представительницы прекрасной половины не могли сопротивляться его взрывному испанскому темпераменту и гениальности.
Точного количества женщин в жизни Пикассо не назовет ни один биограф. Выделяют семерых, оставивших яркий след в его судьбе и творчестве. Сам художник цинично говорил: “Для меня существует лишь два типа женщин — богини и тряпки для вытирания ног”. Причем всех своих богинь Пабло быстро превращал в тряпки.
Первой музой художника стала Фернанда Оливье, вдохновившая его на создание образа женщины-гитары. Влюбленные жили в нищете и воровали по утрам круассаны и молоко. Она разделяла с Пикассо все невзгоды, но едва он выбился в люди, на ее месте (по слухам, после расставания с художником Фернанда тронулась умом. — Прим. авт.) оказалась Ева Гуэль. С ней Пабло прожил три года, пока ту не свела в могилу чахотка.
В 1917 году в Риме он познакомился с балериной труппы Дягилева Ольгой Хохловой. Дягилев предупредил художника: “С русскими не шутят, на них женятся!” Так и вышло — влюбленные сыграли свадьбу.
Три года они были счастливы в браке, а после рождения сына Пауло отношения супругов стремительно ухудшились. Ольга транжирила деньги мужа и хотела видеть его коммерческим художником, крутящимся в высшем свете. Пикассо страшно злился, и это отразилось в его картинах: жену он изображал старухой-мегерой с длинными острыми зубами.
В 46 лет Пикассо сбежал от Хохловой к 17-летней Мари-Терез Вальтер. (Но с Ольгой не развелся. Она страдала, но оставалась его законной женой до самой своей смерти в 1955 году от рака. — Прим. авт.) Период, когда Пикассо питал чувства к Вальтер, считается вершиной творчества художника. После рождения ребенка Пабло охладевает к Марии и заводит себе еще одну любовницу — 29-летнюю художницу Дору Маар.
Как-то две эти женщины встретились в студии Пикассо и потребовали, чтобы маэстро выбрал одну из них. Пабло ответил, что они должны за него побороться. И дамы набросились друг на друга с кулаками. Потом художник говорил, что драка двух его любовниц стала самым ярким событием в его жизни.
Мари-Терез вскоре повесилась. А Дора Маар, которая навсегда останется на картине “Плачущая женщина”, после разрыва с Пикассо попала в психиатрическую лечебницу.
Очередная возлюбленная Пикассо — Франсуаза Жило — была младше его на 40 лет и сумела наполнить художника силами, не растратив при этом своих. Она подарила ему двух детей и доказала, что семейная идиллия — это не утопия. Кроме того, Франсуаза — та единственная, бросившая художника сама. Пабло был в шоке: “Ни одна женщина не покидает таких мужчин, как я!”
Пикассо постоянно была нужна “свежая кровь”, и в 1953 году он ее нашел — женщину, которая вознесла его на пьедестал, сделала из него кумира, называла “мой господин” и целовала руки. Жаклин Рок — вторая жена и последняя возлюбленная маэстро. Разница в возрасте на этот раз достигала 46 лет. Ему — 72, ей — 26... Женился на ней Пикассо восемь лет спустя.
На протяжении почти 20 лет Жаклин была чуть ли не единственной его моделью, он написал порядка 400 ее портретов. Когда Пикассо умер в возрасте 91 года, Рок не смогла жить без него — сначала ушла в монастырь, а через 13 лет после похорон художника застрелилась.
Пикассо прожил счастливую, очень яркую и насыщенную жизнь. Он всегда был окружен любовью преданных ему женщин, каждая из которых стала для мэтра музой и натурщицей.