На фоне бурного обсуждения федеральных государственных образовательных стандартов для старшей школы проект нового Закона “Об образовании в Российской Федерации” как-то даже затерялся. Между тем именно этот закон определит жизнь всего педагогического сообщества в ближайшие годы, а возможно, и десятилетия.
Предыстория
Чем же был плох старый (пока еще действующий) закон? Как отметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, “существующее законодательство об образовании является весьма противоречивым и устаревшим, требуется принятие нового документа, в котором будут четко прописаны права и обязанности детей, родителей, учителей, гарантии бесплатности образования и доступности качественного образования. Это обеспечит открытость системы образования в интересах каждого гражданина и общества в целом”.
Итак, в июне 2009 года утверждено техническое задание на подготовку проекта федерального закона. В мае 2010-го первый его вариант был опубликован на сайте Минобрнауки России, его обсудили на нескольких площадках, в том числе в Госдуме и Совете Федерации Федерального Собрания РФ, в Общественной палате и Союзе ректоров России. С тех пор в него внесено свыше тысячи поправок. Из текста исключены дублирующие, а также излишне подробные правовые нормы.
Существенно переработанный текст опубликован для широкого обсуждения на сайте zakonoproekt2010.ru. В течение двух месяцев он был доступен для комментирования. С учетом поступивших замечаний Минобрнауки РФ внесет проект Закона “Об образовании в Российской Федерации” в Правительство России в установленном порядке.
Школьные статьи
Сам документ насчитывает несколько сотен страниц, поэтому разобраться в нем непросто. На сайте Минобразования России размещена презентация проекта федерального закона. Согласно ей основные изменения коснутся классификации видов и типов образовательных организаций (используется новый термин вместо прежнего “образовательные учреждения”. — Прим. авт.), программ, уровней высшего профессионального образования.
Если же рассматривать образование школьное, то на первый взгляд все те же положения вроде бы уже были в старом законе, только изложены они теперь иначе. Отдельно приведены права и обязанности учащихся, родителей, педагогов. Например, ученики имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренный курс, в пределах осваиваемой образовательной программы. Родители имеют право выбирать форму обучения, школу, где будет учиться их ребенок, знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками своих детей.
Кстати, законопроект устанавливает такой термин, как “дисциплинарное взыскание”. Сделать ученику устное замечание или выговор педагоги могут по достижении им 14 лет, до того закон предусматривает лишь меры педагогического воздействия (беседа или обсуждение на педсовете). С 15 лет (но не раньше чем школьник окончит 9 классов) возможно и исключение из школы.
Думаю, многих родителей порадует статья 35 законопроекта. Согласно ей образовательные организации предоставляют учебники, а также учебные пособия, технические средства обучения и иные необходимые учебно-методические материалы бесплатно учащимся, осваивающим учебные программы в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Необходимые средства должны быть выделены “за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации”.
Если же речь идет о дисциплинах, изучаемых помимо ФГОС, и дополнительных (платных) образовательных услугах, то определяющим документом становится устав образовательной организации.
Профессиональное обучение
Проект Закона “Об образовании в РФ” объединил два федеральных закона: “Об образовании” и “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”. Основные изменения коснулись именно профессионального образования. Так, в законопроекте предусмотрено получение среднего профессионального и высшего образования. Начальное же (училища) включено в систему среднего. Такие учреждения смогут готовить как квалифицированных рабочих, так и специалистов среднего звена. Помимо этого предполагается организация учебных центров, в которых будет предложена ускоренная подготовка рабочих.
В 2011 году Министерство образования и науки РФ намерено приравнять российскую систему высшего образования к европейским стандартам. Теперь после четырехлетнего обучения студенты получают степень бакалавра, после пяти лет — квалификацию специалиста. Звание магистра и освоение программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре предполагают соответственно шесть и семь лет обучения.
Комментарий__
Начальник отдела образования и молодежной политики администрации Новочебоксарска Виктор Алексеев:
— На мой взгляд, в основу законопроекта положен главный принцип современного образования “научить учиться”. Если несколько десятилетий назад технологии менялись не так быстро, как сейчас, и полученных в вузах и техникумах знаний хватало на долгое время, то на данном этапе развития современных производств человеку необходимо осваивать новые рубежи и шагать в ногу со временем более стремительно. И этот законопроект направлен на то, чтобы предоставить любому гражданину эту возможность.