“На сегодняшний день в республике зарегистрировано 318 детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Методики совершенствуются, но мы видим, что численность таких детей, к сожалению, только увеличивается. А значит, перед нами встает задача — создать все необходимые условия для их полноценного развития и последующей интеграции в жизнь общества”, — с этих слов министр труда и социальной защиты Чувашии Алена ЕЛИЗАРОВА начала круглый стол “Аутизм: проблемы и перспективы”.
В Международный день распространения информации о проблемах аутизма, 2 апреля, в Республиканском реабилитационном центре для детей собрались представители сферы здравоохранения, образования, социальных служб и родители, чтобы обсудить важные для всех участников вопросы. В какую школу отдать особенного ребенка, как развивать его творческие способности, как достичь позитивного родительства?
Что надо знать об аутизме
Аутизм — это расстройство нейроразвития, которое характеризуется нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации. Такие люди избегают зрительного контакта с окружающими, часто сторонятся сверстников, а их поведение кажется окружающим странным или агрессивным.
Причины РАС до сих пор исследуют, в числе основных называют наследственность и влияние окружающей среды. Аутизм нельзя вылечить, помочь может лишь ранняя диагностика, реабилитация и педагогическое сопровождение. Обычно первые признаки заболевания проявляются до двух лет. Обращаться к специалисту стоит, если вы заметили следующие “красные флажки”:
Люди с аутизмом не способны понять настроение и чувства другого человека. Понимают сказанное вами буквально, с трудом воспринимают нюансы человеческих отношений. Самые простые действия, такие как разговор на повседневные темы или поход в магазин, даются им с трудом. При этом часто оказываются талантливыми в отдельных областях: в истории, литературе, математике, географии и музыке.
“Дети дождя” могут быть гиперчувствительны к внешним раздражителям: уличному шуму, нахождению в толпе, яркому освещению, определенным вкусам, сильным запахам и прикосновениям. Но при правильной реабилитации люди с аутизмом способны вести самостоятельную жизнь, иметь семью и друзей.
Какую школу выбрать
“Ни одна школа по месту жительства, в которую вы обратитесь со своим ребенком, не откажет вам в образовательных услугах. Но вы должны встать к нам на учет. Мы подключим наши системные структуры сопровождения”, — говорит директор Чебоксарской НОШ для обучающихся с ОВЗ № 3 Евгения ОСИПОВА.
В нашей республике есть 15 общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные программы. В Чебоксарах это общеобразовательные школы для обучающихся с ОВЗ № 1, 2, 3, начальные школы № 1, 2, 3. У нас в городе это общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ (ул. Набережная, 13). Существуют успешные практики инклюзивного образования в чебоксарских гимназии № 5, школе № 65. Ресурсный класс для детей с ОВЗ готовится к открытию и в школе № 45 столицы Чувашии.
“В ходе проведенного мониторинга образовательных потребностей семей, где растут дети с РАС, выяснилось, что одной из наиболее волнующих проблем стала нехватка специалистов. По нормативам один тьютор ведет до шести учеников, но если речь заходит про детей с РАС, то там уже соотношение должно сводиться один к одному”, — заметила Евгения Осипова.
Где и как развивать творческие способности
Чувашский государственный театр кукол регулярно проводит фестиваль для особенных детей “Одинаковыми быть нам необязательно” с показом спектакля “Сколько цветов у радуги?”. В 2019 году при театре открыли студию “Особые-разные-равные”.
Детки с ограниченными возможностями здоровья не только занимаются в студии, но и уже выступают на сцене. Демонстрируют свои таланты на премьерах инклюзивных спектаклей. “Театральное искусство и творчество в целом как ничто другое может помочь ребенку социализироваться, научить общаться с окружающими. Не важно, какими способами: жестами, текстом или эмоциями. Искусство учит общению не словами, а душой, энергетикой”, — рассказал преподаватель сценической речи и кукловождения студии “Особые-разные-равные” Николай СОКОЛОВ.
Действительно, обучение в игровой форме проходит гораздо веселее. А главное, развивает те навыки, которые в обыденной жизни детям с РАС тяжело даются. Например, планшетная кукла управляется как минимум тремя людьми, так как каждая трость отвечает лишь за одну конечность. Для того чтобы кукла “ожила”, начала двигаться, говорить, что-то делать, ребята должны действовать в группе сообща.
“Даже такое простое с виду управление куклой заставляет мозг работать. А когда ребенок начинает эмоционально подключаться к кукле, когда входит в роль, перевоплощается в своего персонажа, он развивается как личность. И вся прелесть выступлений ребят в инклюзивных спектаклях в том, что они становятся артистами, раскрываются”, — уверен Николай Соколов.
А как родители могут помочь себе
В Республиканском реабилитационном центре для детей проходит тренинг родительских навыков “9 шагов” для семей, воспитывающих детей с особенностями развития. Программа разработана группой специалистов по заказу Всемирной организации здравоохранения. Основана она на принципах позитивного родительства и поведенческих подходах, формирующих совместную вовлеченность ребенка и взрослого.
За девять занятий родители научатся вовлекать ребенка в совместную деятельность, поддерживать заинтересованность, коммуницировать с ребенком, предотвращать нежелательное поведение, развивать новые навыки и при этом не забывать о себе, оставаться в хорошей форме и в хорошем настроении.
Если вам интересно, справки можно получить по тел. 28-67-59. Центр находится по адресу: Чебоксары, проспект Мира, 31.
О программе высказалась мама четырехлетнего мальчика с РАС Любовь: “Спасибо центру за тренинг “9 шагов”. Нашу семью пригласили, мы туда с удовольствием ходим. Эта программа позволяет заново научиться общению со своим ребенком. Занятия проходят в группах по пять-шесть человек, есть возможность пообщаться с другими родителями, поделиться своими переживаниями, тревогами, проблемами. Приходит понимание, что мы не одни”.
***
ЦИФРЫ
32899 человек — общая численность лиц с РАС в России, из них 8089 — дети дошкольного возраста. 19852 ребенка получают начальное, основное и среднее общее образование. 90% всех обучающихся с РАС получают образование очно (по данным мониторинга органов исполнительной власти субъектов РФ на 2020 год).