Свияга берет начало у Шишкиной возвышенности возле поселка Кузоватово в Ульяновской области. Небольшой источник то живо течет, то сужается до ниточки. Дальше струится Свияга тихо, спокойно, вбирая воды из родников и малых рек. 79 притоков наполняют ее, самые крупные — реки Тимерсянка, Цильна и чувашские Карла, Була, Кубня, Аря. Они питают Свиягу на всей ее протяженности, а это 375 километров. И несет река эти воды в Волгу, у Свияжска набрав силу и мощь. В этом месте ширина Свияги достигает 80 метров.
Свидетельница истории
Свияга помнит много ярких событий, продолжает хранить немало тайн своих. Недостаточно изучены времена, когда тут обитали гунны и сувары — предки чувашей. Но для нас эта река, несмотря на то что ее нет на нынешней территории Чувашии (ближе всех к нашим границам река подходит на востоке Яльчикского района, всего в 12 километрах от него), конечно, своя. И нам она завещана не только гуннами, но и литературным памятником — книгой “Свияга впадает в Волгу”. В ней Кузьма Турхан рассказал, как чуваши воссоединились с русскими во времена Ивана Грозного.
Путешествовать по Свияге довольно интересно, вдоль ее берегов можно передвигаться на автомобиле, а там, где не проехать, — пройти пешком.
Река-загадка
Свияга по большей части течет параллельно Волге, но в разных направлениях: Волга на юг, она — на север. Есть даже загадка-головоломка про это: “Как сесть в одном городе в лодку, проплыть по реке в одну сторону, а потом, не меняя направления, вернуться в город по другой реке”. В Ульяновске Свияга подходит к Волге очень близко, самое маленькое расстояние между ними 1,5 километра. Единственная проблема — на этой реке в черте города запрещено купаться из-за загрязненности нефтепродуктами. Власти региона много лет пытаются решить проблему, но окончательно очистить воду не получается.
Вброд — легко
Можно по-разному путешествовать по реке. Мы отправимся из Яльчиков по грунтовым дорогам, по самому короткому пути. Летом сделать это очень просто. Да и в удовольствие такое путешествие: можно быть очень близко к природе. 12 километров по цветущим полям, и мы у татарской деревни Деушево. В этом месте Свияга неглубокая, по пояс, а в основном по колено. Мы приехали в жаркий день и сразу определили место пляжа: на берегу скопилось больше десятка машин. Над рекой разливается радостный детский смех. Одно из развлечений — ходить по воде от одного берега до другого и вдоль самой реки.
Напоминание о 50-х
Эта местность известна путешественникам, любящим открывать новые необычные локации. На правом берегу сохранились останки Деушевской ГЭС, на левом — Киятской. Малые гидроэлектростанции строились в послевоенное время. Обе возвели в 1957 году. Они обеспечивали электроэнергией фермы и машинно-тракторные парки. Просуществовали сооружения недолго: Деушевская — девять лет, Киятская — семь. Строились широко, масштабно. Киятская сохранила необычную архитектуру. Некоторые путешественники приезжают специально, чтобы сделать фото на ее фоне.
Церковь без прихожан
Дальше мы движемся вниз по течению и перебираемся на другой берег. Он круче, и отсюда открываются изумительные виды. Деревни здесь редки, а те, что есть, в основном заброшены. Одна из таких — Ивановская. Главная достопримечательность в ней — церковь Иоанна Златоуста, построенная еще в XVIII веке. Несмотря на свой солидный возраст, она сохранилась неплохо. Но прихожан в ней нет, церковь постепенно разрушается без людского внимания. Тем не менее кто-то из немногочисленных сельчан скосил высокую траву, открыв путь к храму. Чаще люди навещают родник, который из-под земли выбрасывает чистую и холодную воду.
На старый лад
Еще полчаса то по асфальтированной, то по грунтовой дороге — и мы в Соболевском. Это село известно тем, что там находится действующая старообрядческая церковь. Населенный пункт основан донскими казаками-староверами. Земли вдоль Свияги были дарованы им за успехи и верность царице во время пугачевского бунта.
До этого мне ни разу не приходилось бывать в старообрядческих храмах, а тема всегда вызывала интерес. Во многих селах в непраздничный день церкви после службы сразу закрываются, и в них не попасть. Священники обслуживают сразу несколько религиозных сооружений и поэтому закрывают храмы на замок. А в этой нам повезло бы в любое время. Как оказалось, в церкви всегда есть человек. Это пожилой старообрядец. Он занимается отделкой храма и помогает приезжающему из Казани священнику в службе.
Переступив порог, я тут же перекрестилась по-нашему, троеперстно. Старику, кажется, мое поведение не понравилось, лицо его было недобрым. Извинившись за неожиданный визит, рассказала ему про свой интерес к теме старообрядчества. Мужчина, видимо, давно не встречал таких любопытных и терпеливых слушателей. От него мы узнали всю историю старообрядчества в Поволжье. “Когда вы креститесь тремя пальцами, это все равно как змий в лоб жало свое пускает”, — образно выразился он о наших религиозных традициях.
Кстати, сам храм новый, построен на месте старого деревянного, который воздвигли в 1903 году во имя Успения Божьей Матери. В 30-х годах прошлого века церковь разрушили, священника расстреляли. И уже в нынешнее время, с 2002-го по 2008 год, храм построили на деньги мецената Владимира Перепеченого, о чем свидетельствует табличка на стене храма.
Куда дальше?
Дальше по правому берегу Свияги мы движемся к Волге, по пути останавливаясь у разваливающихся, но все еще хранящих удивительные истории храмов. И так до самого Макарьевского монастыря в глухом лесу. Там, где Свияга целует Волгу.
Продолжение следует.