В конце прошлого года состоялось знаменательное событие — подписание между Минэкономразвития Чувашии и епархиями Чебоксар, Канаша и Алатыря соглашения о развитии паломнического туризма. Республика богата своими святынями, православной историей и легендами, но почему-то в последние годы именно этому направлению туристические компании уделяли мало внимания.
При этом многие жители Чувашии уже не единожды побывали в Дивеево, Свияжске, Раифском монастыре, на озере Светлояр в Нижегородской области. Наши соседи тему эту хорошо изучили и предлагают туристам множество самых разных маршрутов, таких как “Православная Казань”, “Православная Йошкар-Ола”, не забыты и святыни в небольших селах. Например, в православные праздники паломники посещают храм в селе Сумки в Марий Эл.
И в России православный туризм развит неплохо. Всем известны центры православной культуры, такие как Троице-Сергиева лавра, Псково-Печерский монастырь, Соловецкий монастырь, города Золотого кольца.
А что можно посмотреть у нас? Куда можно поехать в Чувашии, для того чтобы прикоснуться к православным святыням?
Алатырь — источник православной веры
Колыбелью православной культуры, хранителем многовековых традиций и историй, конечно, является Алатырь, хранителем веры в нем — Свято-Троицкий мужской монастырь. Основан он был по велению Ивана Грозного в 1584 году. Какое-то время был приписан Троице-Сергиевой лавре.
Самой большой потерей стали послереволюционные годы, когда начались гонения за веру. Однако горожанам удалось сохранить главные святыни: чудотворную икону Казанской Божией Матери (по месту своего явления она относится к Ключевской пустыни), которая спасла город от холеры в 1848 году, и легенды о чудесных исцелениях, которые творил схимонах Вассиан. Многих он спас от бед, многих исцелил от болезней, а после его смерти люди приходили в келью монаха, и это место исцеляло. О чудесах, творимых Вассианом, сохранились записи очевидцев и свидетелей. Именно эти записи и предания, передававшиеся из поколения в поколение, побудили церковь поднять вопрос о канонизации Вассиана дважды — в 1910-м и 1919 г.
Но рассмотреть его не успели. Времена наступили сложные. В 1920 году монастырь закрыли, насельников изгнали. Территорию и помещения монастыря использовали для Дома принудительных работ, а затем там размещались разные промышленные предприятия. Братия была репрессирована и, по свидетельству современников, расстреляна.
Возвращение монастыря православной церкви состоялось только в середине 1990-х годов. В это время в нем появились монахи. За очень короткое время они обжили территорию, начали восстанавливать храмы. Большую помощь оказали и республиканские власти. Благодаря первому президенту Чувашии Николаю Федорову была развернута большая благотворительная помощь. Построили семь храмов, благоустроили территории, получили землю для подворья.
Монастырь принимает паломников, есть гостиница.
ЧУДО ИСЦЕЛЕНИЯ
Мещанин из Симбирска рассказывал, что в 1901 году сильно простудился. На ногах образовались пять нарывов. Боль была настолько сильной, что ни стоять, ни ходить он не мог. С верою и молитвой пришел в пещеру схимонаха Вассиана. Взял масло из лампады, помазал маслом и попросил у старца об исцелении. Потом он вернулся на службу, а к концу ее боль прошла. Он развязал повязку и увидел, что опухоль спала. Он снова помазал ногу маслом, а наутро раны затянулись.
Сила Тихвинской иконы Богоматери
Тихвинский женский монастырь в Цивильске, пожалуй, самый посещаемый верующими. Он принимает странствующих со всей России. Чем же манит он, в чем сила его? Все очень просто: люди едут помолиться и поклониться чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, список которой хранится в Цивильском Тихвинском Богородичном женском монастыре.
Икона прославилась в 1670 году, когда шайка разбойников, свирепствовавшая на Волге, собиралась напасть на Цивильск. Накануне ночью вдове Ульяне Васильевой было видение и глас от Тихвинской иконы Богоматери, стоявшей в городской соборной церкви. “Царица Небесная повелела ей передать горожанам, чтобы они не приходили в отчаяние и мужались, ибо Она будет Заступницею их и не позволит разбойникам взять город; в благодарность за эту помощь они должны выстроить в честь Ее обитель за городом”.
Разбойники были побеждены. А благодарные горожане выстроили храм в честь иконы между реками Большой и Малый Цивиль. Тогда же с иконы Богородицы, стоявшей в соборной городской церкви, была снята копия и поставлена в новой обители.
В монастырской летописи сохранилось описание нескольких чудес Богородицы: прозрение слепой девицы, воскрешение младенца, исцеление глухонемого, избавление от уныния и болезней, умопомешательства, нечистого духа.
Судьба монастыря была нелегкой. Он был то мужской, то женской обителью. Были времена успеха и упадка. Много раз его хотели закрыть, но каждый раз передумывали. До революции там были открыты церковно-приходская школа, больничный корпус. Обитель просуществовала до 1927 года. Последние монахини были изгнаны. Разрушена была колокольня, хозяйственные постройки, снесены кресты и купола. Советская власть разместила здесь детский дом, потом школу-интернат, училище. Во время войны здесь был госпиталь.
Какое-то время здесь размещалась даже пожарная часть. И это все, конечно же, не лучшим образом сказалось на состоянии храма. Решение о том, чтобы вернуть обитель православной церкви было принято в 1988 году. Настоятельницей назначили матушку Агнию. В 2001 году сюда приезжал патриарх Московский Алексий II. Цивиляне встретили его с новым храмом во имя священномученика Харлампия.
Монастырь принимает всех, кто готов приобщиться к христианству, а также тех, кто готов оказывать помощь в хозяйственных делах.
Святая вода Серафима Саровского
Один из самых молодых монастырей на территории Чувашии был основан в 1903 году в самой глуши, в лесах недалеко от местечка Каршлыхи (сейчас монастырь легко найти, он находится на дороге Чебоксары — Большой Сундырь, на территории современного Моргаушского района). Монахи выстроили комплекс из двух храмов: один в честь святого Александра Невского, другой — в честь преподобного Серафима Саровского. Были построены и другие здания бытового назначения.
Под правлением архимандрита Антония, чуваша по национальности, прибывшего из Ядрина, монастырь рос, развивался, и к 1910 году в нем уже проживали 70 монахов. Появилась кузница, кирпичный завод, ткацкая мастерская, свое хозяйство.
В 1918 году монастырь начали грабить: отобрали скот, строения, мельницу. В 1922 году Антония возвели в сан архимандрита. Он продолжил служение, и в монастыре теплилась жизнь. Спустя четыре года власти принимают решение закрыть монастырь под предлогом несоблюдения советских законов членами общества. Антоний умер в 1928 году и похоронен на кладбище села Большой Сундырь. В 1940-х годах здесь разместили детский санаторий.
В 2001 году монастырь снова открылся. Он все еще восстанавливается и отстраивается благодаря пожертвованиям верующих.
В последние годы привлекает много верующих, особенно в Крещение. Вода в святом источнике во имя преподобного Серафима Саровского считается целебной.
Фото Максима ИВАНОВА, kan-eparhia.ru
Комментарии
Дмитрий КРАСНОВ:
“Чувашская митрополия обладает уникальными храмами и монастырями, однако существуют отраслевые стандарты, в которые епархии пока не так сильно погружены. Со стороны Минэкономразвития Чувашии мы готовы делиться программами, методиками, создавать маршруты, чтобы люди получали качественный туристский сервис и вносили свой посильный вклад в существование епархий”.
Митрополит САВВАТИЙ:
“Развивая паломнический туризм, мы можем знакомить людей с нашим краем и святынями, чтобы любой желающий смог приехать помолиться. Многие храмы и монастыри Чувашии являются уникальными памятниками зодчества и архитектуры. Надеюсь, совместно с Минэкономразвития нам удастся осуществить наши чаяния и развить внутренний паломнический туризм”.
На фото: