До 1 февраля учащиеся 11-х классов должны были определиться со списком предметов, по которым будут сдавать ЕГЭ. По сути, от этого выбора зависит, в какой вуз и на какую специальность в дальнейшем станут подавать документы выпускники, а значит, и какую профессию они изберут в качестве дела всей своей жизни.
Поступить любой ценой
В отделе образования администрации Новочебоксарска сообщили, что в 2020 году ЕГЭ в нашем городе будут сдавать 567 одиннадцатиклассников. Для проведения экзаменов будут задействованы школа № 9 и лицей № 18.
Каждый выпускник для себя выбрал уровень сложности экзамена по математике: базовый (предпочли 30,9%) или профильный (69,1%). В первом случае оценка будет поставлена по пятибалльной системе, во втором — по стобалльной. Профильная математика необходима для поступления в технические вузы. Как видим, на это рассчитывают семь из десяти выпускников, и за последние три года картина не изменилась, утверждают в отделе образования.
Среди предметов по выбору, которые также нужны для поступления в вузы, лидируют обществознание (46,5%), физика (34,9%), информатика (23,6%), биология (17,1%).
Где необходимы эти предметы? На факультетах медицинском, юридическом, информационных технологий, экономики и финансов, а также большинства технических специальностей.
После первого семестра
Мы опросили нескольких студентов, поступивших в престижные московские вузы в минувшем году, проучившихся в них полгода и сдавших первую сессию. И вот как ребята ответили на главные вопросы: “Получили ли вы, что хотели? Соответствует ли реальная студенческая жизнь тому представлению, что было у вас перед поступлением?”
Система профориентации
Пусть в школах теперь и нет предмета “Профориентация”, но система профессиональной ориентации в старших классах школ города работает хорошо, считают в Центре мониторинга образования Новочебоксарска. В подтверждение этого нам прислали документ на нескольких листах, где рассказывается, как в школах города проводят экскурсии на предприятия, встречи с представителями различных профессий, вузовские олимпиады.
Помогают ли эти меры выпускникам? Об этом мы спросили их самих, посетив один из уроков в школе № 8. Оказалось, в классе, где учатся 18 человек, есть три ученика, которые после девятого класса пошли в десятый, потому что “не знали, куда себя девать”, таким образом отсрочив принятие решения.
Сейчас, к середине 11 класса, примерно половина ребят определилась со списком вузов, куда они будут подавать документы. Остальные представляют лишь сферу своих интересов — технические дисциплины либо гуманитарные.
Однако несколько человек в классе готовы даже рассказать о своей будущей профессии. Например, Артем выбрал хирургию. При этом он представляет, насколько сложно поступить на медфак ЧГУ (необходимо набрать свыше 250 баллов из 300 возможных), и готов преодолеть эту планку.
Даниил нацеливается на нефтегазовое дело. Свое будущее он связывает с работой в крупной компании в городе-миллионнике, но не в Москве. Родители выбор сына одобряют и поддерживают.
А вот еще мнение нескольких учащихся гимназии № 6, расположенной по соседству со школой № 8.
А вот мнение родителей.
Вместо послесловия
Заслуженный учитель РФ Татьяна Викторова считает, что нынешнее поколение напрасно обвиняют в инфантилизме и безответственном отношении к своему будущему. На примере своих учеников она видит, что многие ребята уже сделали свой выбор и готовятся к нему начиная с класса седьмого или восьмого. Участвуют в олимпиадах, пробуют свои силы в одном, другом, третьем. Другое дело, что вплоть до самого выпуска многие скрывают свой выбор, боясь, что над ними станут подшучивать, если они не оправдают ожиданий и не смогут поступить, куда хотели. Перефразируя русскую пословицу: “Не говори “гоп”, пока не поступишь”.
Поделитесь с нами вашей историей выбора жизненного пути в наших группах в “ОК” и “ВК”, оставьте комментарий к статье на сайте. К теме ЕГЭ и выбора жизненного пути “Грани” вернутся в последующих публикациях.