“Грани” уже писали, что в редакции прошла горячая линия по вопросам недвижимости и земельных отношений. На них отвечала руководитель Управления Росреестра по Чувашской Республике Екатерина КАРПЕЕВА. Сегодня публикуем оставшиеся ответы на вопросы, заданные во время горячей линии.
Совместно нажитое имущество
— Если данная недвижимость была куплена в период вашего с ним брака, то и дом, и участок являются совместно нажитым имуществом, даже несмотря на то что ваш муж является титульным собственником дома и земли. По Семейному кодексу вы являетесь собственником половины этого имущества.
Если вы хотите подарить, например, детям только свою долю, то сначала необходимо определить доли супругов на основании брачного договора или соглашения, которые должны быть нотариально удостоверены.
Если вы заключаете соглашение об определении долей, то предметом договора дарения будет являться доля в праве собственности на дом и участок. То есть у супругов, допустим, будет по ½ доле на дом и на участок. Именно эти доли один из супругов и может подарить своим детям.
Если вы хотите полностью подарить и дом, и участок, то при заключении договора дарения вы даете свое согласие на совершение этой сделки, которое должно быть нотариально удостоверено.
Маткапитал на покупку дома
— Использовать материнский капитал для покупки дома можно. Пропишите в договоре подробно, как будет производиться расчет, за счет каких и чьих средств покупается данная недвижимость. Если брат вложит в покупку свои средства, то можете оформить дом в долевую собственность на него, гражданскую жену и ребенка.
До окончания рассрочки платежа и полной выплаты дом будет находиться в залоге у продавца, если иное вы не пропишете в договоре.
Экстерриториальный принцип
— Оформить права на объекты недвижимости можно в любом регионе независимо от места проживания собственника и нахождения недвижимого имущества. Прием документов по экстерриториальному принципу осуществляется пока только в Чебоксарах по адресу: ул. К.Маркса, 56, центральный аппарат Управления Росреестра по ЧР. Вы подаете документы в Чебоксарах, они отправляются в электронном виде в соседнюю республику, где и проводится государственная регистрация. После регистрации права документы возвращаются в Чебоксары. В выписке из ЕГРН, удостоверяющей регистрацию, будет указана фамилия марийского регистратора и еще фамилия с “живой” подписью нашего регистратора.
Оформление участка в собственность
— Чтобы оформить право собственности на земельный участок, предоставленный гражданину до 31 октября 2001 года для ведения садоводства, необходим документ, устанавливающий право гражданина на данный земельный участок. Таким документом может являться государственный акт на право собственности на землю либо постановление органа местного самоуправления о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка.
Зарегистрировать права на строения, расположенные на дачном или садовом участке, можно только при наличии технического плана. Для его изготовления необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет обмеры постройки, определит ее точные координаты с привязкой объекта к земельному участку и составит технический план.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, которое подается через Многофункциональный центр. При подаче заявления необходимо предъявить паспорт гражданина РФ и оплатить госпошлину за государственную регистрацию прав в размере 350 рублей за каждый объект (земельный участок и садовый дом).
Главное — правильно заполнить квитанции
— Сегодня практически весь прием документов на оформление недвижимости осуществляется в Многофункциональных центрах. В большинстве случаев специалисты МФЦ выдают шаблоны квитанций для уплаты госпошлины за регистрацию прав и квитанций за выдачу сведений.
Если же граждане самостоятельно скачали квитанцию, например, через Интернет, как в вашем случае, и неверно указали КБК, то такой платеж будет считаться невыясненным, специалистам Росреестра понадобится время для уточнения платежа. В прошлом году нами произведено более 2800 уточнений реквизитов по платежным документам заявителей. Люди по привычке указывают старый КБК Управления Росреестра.
Пока платеж не поступит в Росреестр, срок регистрации не начнет исчисляться. Неверно указанный КБК может значительно увеличить общее время оформления документов. Поэтому рекомендуем перед оплатой проверить все данные в квитанции непосредственно у сотрудников МФЦ или Кадастровой палаты или получить готовую квитанцию в том офисе, где вы подаете документы.