19 ноября российские школьники из города Новый Уренгой в Бундестаге рассказали о том, как они в рамках проекта, предложенного им Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями, изучали истории немецких солдат, попавших в плен в Сталинграде и погибших.
Вместе с российскими учащимися в проекте участвовали и немецкие школьники, которые в свою очередь изучали истории солдат Красной Армии. Но речь девятиклассника Николая Десятниченко взорвала Интернет. Почему? В этом попытаемся разобраться и мы.
Видеозапись выступлений школьников размещена в Сети, и с ней может ознакомиться любой. Вот перед депутатами Бундестага стоят школьники. Они по очереди произносят свои речи. Все читают по бумаге.
Тексты похожи: дети ходили на могилы военнопленных, выбирали себе солдата и изучали его биографию. Они сочувствовали погибшим, не по своей воле оказавшимся на войне. По своей сути, эти выступления сводились к одной мысли: “Мы за мир, мы против войны”.
Претензии тех, кто выступил против школьника, касались двух моментов.
Подросток, рассказывая биографию немецкого солдата, который воевал под Сталинградом и попал в плен, сказал, что тот “умер от тяжелых условий 17 марта 1943 года”. При посещении братской могилы вблизи города Копейска Челябинской области, где мог быть похоронен этот солдат, он “увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать, они испытывали невероятные трудности во время войны”.
Второй момент касался Сталинградской битвы, которую школьник обозначил как “так называемый Сталинградский котел”.
Нападки на Десятниченко из Интернета, где его называли “предателем”, перенеслись в реальность. Депутат Ямало-Ненецкого автономного округа подала заявление в прокуратуру и ФСБ, мэр Нового Уренгоя распорядился провести служебное расследование поездки школьников в Берлин.
На защиту школьника встала министр образования и науки Ольга Васильева, которая отметила, что “школа должна воспитывать, а не наказывать”.
За Десятниченко заступился и пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков. Он сказал, что молодой человек “не имел в виду ничего плохого”, и неверно обвинять его в пропаганде нацизма. Песков в этом вопросе поддержал позицию помощника Президента РФ Андрея Фурсенко, который заявил о необходимости “сосредоточиться на вопросах образования”, а не “вынимать карающий меч”.
Школьнику его ошибку, необдуманные и непрочувственные слова простить можно. Но вот родителям и педагогам, наверное, нет. Такое серьезное выступление готовилось заранее и наверняка согласовывалось.
Для нас, россиян, Победа в Великой Отечественной войне священна. Живо еще поколение тех, чьи отцы не вернулись с войны.
В редакцию газеты “Грани” перед шествием “Бессмертного полка” все еще приходят 70-летние старики, которые родились в начале войны, а своих отцов видели только на редких фотографиях, кто-то даже не видел... Они ищут хотя бы какую-нибудь зацепку, чтобы поймать связующую нить. Поэтому ищут могилы, а когда находят, плачут как дети.
Как объяснить им, что пришедшие с войной на нашу землю немцы не оккупанты? Скажите это тем детям, отцы и матери, дедушки и бабушки которых выживали в Освенциме, голодали и целыми семьями погибали в блокадном Ленинграде, погибли под Ржевом, на обороне Москвы, освобождая страны Европы.
Для нас Великая Отечественная война священна. Это не просто параграф в учебнике. Это история и трагедия отдельно взятой семьи.
История с мальчиком из Уренгоя показала и то, что мы готовы постоять за свою землю и память предков не предадим поруганию.
Сейчас другой вопрос волнует общественность: “Надо ли простить и забыть?” А что думаете вы? Комментарии присылайте на е-mail: pavlova@grani21.ru и оставляйте на сайте www.grani21.ru.
***
***
МНЕНИЕ
Татьяна ВИКТОРОВА, заслуженный учитель Чувашской Республики и Российской Федерации:
— В этой истории прежде всего должна разобраться и делать выводы школа. Объяснить нюансы должен был руководитель, учитель.
Мое поколение было близко к войне. Мы чувствуем ее по-другому. Мы были патриотами, нас воспитывали на примере пионеров-героев, комсомольцев, которые бесстрашно расставались с жизнью, потому что защищать Родину для них было свято.
В школе еще сохранилось военно-патриотическое воспитание, а где-то оно усиливается даже. И это хорошо. Классные часы, на которые приходят ветераны Великой Отечественной войны, дают многое для понимания войны и истории в целом.
Но наши учебники истории безобразны. И об этом мы давно бьем тревогу. Нет отдельного урока по Сталинградской битве. Ей посвящены два-три параграфа. Нынешнему поколению нужны другие учебники.