За проведение осмотра и независимой экспертизы по ОСАГО платит страховщик, а не гражданин

От вибрации спасет модернизация

26.12.2005 /
7

Чебоксарская ГЭС — самая молодая из станций волжского каскада, через две недели ей исполнится 25. Однако для эффективной и безаварийной работы оборудование пора обновлять, модернизировать. Речи о замене гидроагрегатов, конечно, не идет, но реконструкция требуется, и энергетики к ней приступили.  

рабочее колесо гидротурбины.

в этой “пропасти” монтируют на валу рабочее колесо и ротор. Вверху видна часть статорной обмотки.

ротор генератора агрегата № 10 на капитальном ремонте.  Фото Валерия Бакланова. 

На Чебоксарскую ГЭС были поставлены экспериментальные машины, в которых применили новинку — раздвинутые полюса. Дело в том, что в те времена стали появляться станки с программным управлением, чувствительная аппаратура радиосвязи, и они требовали электропитания с характеристиками более высокого качества. Их удалось добиться, внеся небольшие изменения в конструкцию ротора. Между двумя парами полюсов зазоры увеличили на 4 миллиметра. Ток, полученный на таких генераторах, соответствовал мировым стандартам. Однако эти микроскопические раздвижки вызвали повышенную вибрацию. В результате — ускоренный износ опор, большие затраты на восстановление.
Теперь при проведении капитальных ремонтов энергетики все зазоры делают одинаковыми, а необходимых качественных характеристик добиваются другими путями. Ротор весом в 470 тонн извлекают из холодных бетонных недр станции двумя мощными кранами. Аккуратно, с ювелирной точностью поднимают и рабочее колесо турбины с огромными лопастями, принимающими на себя удары бешеных потоков речной стихии и раскручивающими ротор. Его ремонтируют, выравнивают зазоры, зачищают места подшипников на валу. Поставят на место в марте, перед началом паводка, когда, используя энергию вешних вод, круглые сутки работают все 18 агрегатов.
Кстати, колесо турбины тоже не без дефекта. Проектировщики  сконструировали лопасти так, чтобы, поворачиваясь вокруг оси, они могли менять угол наклона, выбирая наивыгоднейший для максимального отбора энергии у подающего потока. Но механизм поворота оказался ненадежным и вышел из строя. Лопасти закреплены в одном положении и также создают вибрацию. Со следующего года здесь собираются ремонтные турбины отправлять на питерскую “Электросилу”. Там производители этого оборудования модернизируют поворотный узел, и лопасти вновь станут регулируемыми.
Полным ходом идет монтаж современного комплекса гидроавтоматики “Волна”. Он установлен сейчас на шести агрегатах. Когда им оснастят все 18, можно будет говорить, что у нас ГЭС-автомат.
В нынешнем году разработана и утверждена комплексная программа реконструкции и модернизации Чебоксарской ГЭС до 2020 года. Ее полная стоимость составляет без малого 4,5 млрд. рублей. Только в этом году на техперевооружение было выделено свыше 91 млн. рублей. Цель — повысить мощность, надежность, экономичность гидроэлектростанции.