Конкурс

ЧГУ не лидер, но популярен среди работодателей

23.12.2005 /
7

В четверг в Чувашском государственном университете независимое  агентство “РейтОР” впервые в Поволжье представило рейтинги вузов Приволжского федерального округа. Московские специалисты — социологи, политологи, ученые — попытались выяснить, насколько профессиональные и личные качества нынешних выпускников соответствуют требованиям работодателей.

Вообще-то идея расставить высшие учебные заведения “по местам” не нова. Но официальные рейтинги, по мнению представителей “РейтОРа” (вывешенные, например, на сайте Министерства образования и науки РФ), учитывают прежде всего материально-техническую базу и интеллектуальный потенциал — преподавательский состав. При этом не отражаются мнения выпускников и работодателей о качестве образования, не приводятся данные о трудоустройстве молодых специалистов и их карьерном росте. Между тем для абитуриентов и их родителей представляет ценность информация не только, а может, не столько, о количестве профессоров в том или ином вузе, но и о перспективах после окончания университета или института. Да и государству не мешало бы понять, во что вкладывать деньги.
Государство, впрочем, не отрицает, что обеспокоено состоянием дел в науке и системе высшего образования. Об этом не раз в последнее время заявлял Президент РФ В.Путин. В регионах в свою очередь тоже пытаются решать проблемы сбалансированности рынка образовательных услуг. Об этом на презентации вкратце рассказала министр образования и молодежной политики ЧР Г.Чернова. Правда, она призналась, что в большей степени в республике сегодня уделяют внимание начальному образованию, и в меньшей — среднему профессиональному. Тогда как, по данным центров занятости, выпускники именно этого уровня чаще оказываются в числе безработных. И, естественно, по словам министра, интерес представляют исследования независимых экспертов в области высшей школы и рынка труда. Заинтересованность новым проектом выразил и федеральный инспектор по ЧР Д.Донсков. Он не скрывал недоумения по поводу отсутствия на конференции ректоров основных чувашских вузов, приславших своих представителей.
Большинство наших ректоров действительно проигнорировали конференцию. Между тем оценки экспертов заслуживали внимания. Правда, в рейтинге среди чувашских вузов фигурировал лишь ЧГУ.
Вузы Поволжья оценивались по 5 направлениям: машиностроение, энергетика, телекоммуникации и связь, менеджмент и экономика, газ и нефтехимия. В исследованиях участвовали представители 285 предприятий и 52 государственных и негосударственных вузов. Основной критерий оценки — профессиональный потенциал выпускников. Среди лидеров Самарский государственный аэрокосмический университет, Пензенская государственная технологическая академия, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфимский государственный авиационный технический университет. А вот как представлен в рейтинге ЧГУ: по менеджменту на 33 месте (среди 48 вузов), телекоммуникациям и связи — 14 (среди 29), машиностроению — 15 (среди 21), энергетике — 12 (среди 12), газу и нефтехимии — 9 (среди 9). Результат не блестящий. Но, как бы компенсируя его, ЧГУ занял сильную позицию по любопытному критерию — региональному потенциалу вуза, то есть он привлекателен для абитуриентов из других регионов и стран. Кроме того, ЧГУ оказался одним из популярных вузов среди работодателей наряду с такими вузами, как Казанский авиационный университет, Пермский государственный технический университет, Самарские государственные аэрокосмический и технический университеты.
Эксперты пришли к выводу, что в Приволжском федеральном округе нет конкуренции между высшими учебными заведениями, в результате чего вузы с федеральным и региональным статусами переходят в категорию местных. Не секрет, Россия скоро вступит в ВТО. Это отразится и на рынке образовательных услуг. Нашим вузам, возможно, придется соперничать с филиалами университетов мира. Повысить конкурентоспособность, считают эксперты, поможет постоянное отслеживание карьер выпускников.
Вузам указали еще на один “промах”. Оказывается, профессиональные знания и навыки выпускников работодатели оценивают сегодня во вторую очередь. Наиболее важны для них такие личные качества, как обучаемость, трудоспособность, стрессоустойчивость, которые в вузах практически не формируют. Впрочем, молодым специалистам расслабляться не стоит: без профильных знаний даже с хорошими личностными характеристиками устроиться на престижную работу  вряд ли удастся. n
Мария СЕМЕНОВА.
P.S. Представленные на конференции исследования не ограничишь рамками одной публикации. Мы продолжим тему на тематических страницах “Карьера” и “Альма-матер”.